Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

04.08.2010|08:26|Газета.ru

Бумажная книга – это мучение

Я всегда с некоторым интересом наблюдаю за спорами в сети, касающимися будущего бумажных книг.

Кто-то всерьез верит, что с бумажными книгами ничего существенного не произойдет, кто-то утверждает, что они исчезнут совсем, как пятидюймовые дискеты, кто-то менее категоричен и пророчит им ограниченное, элитарное существование. Наряду с этим ведутся споры о будущем бумажной прессы, и здесь, к моему удовольствию, консерваторов гораздо меньше.

Мы публикуем отклик на «личный опыт» «Бумажная книга намного лучше». – ред.

Но текст этот не о будущем бумажных изданий, а об их настоящем. И это настоящее уже сейчас совсем не радужно. Честно говоря, я не помню, когда последний раз покупал бумажную книгу – мне кажется, это не очень разумный поступок. Нет, мне не жалко леса, мне скорее жалко места на полке, но и это не причина для того, чтобы отказаться от книги. Попытаюсь объяснить.

Годы, проведенные за экраном монитора, меня сильно избаловали. Я перестал отказывать себе в удовольствии узнавать интересующую меня информацию немедленно и в полном объеме. Меня больше не пугает огромный текст, в котором мне нужно найти и прочитать один абзац. Я больше не боюсь незнакомых слов. Вот вы знаете, что такое «лыко»? И я не знал, когда писал эти строки. Я стал редко ошибаться в написании, ведь любое спорное слово я немедленно пробиваю в поисковике. Интернет настолько плотно вплетен в мою повседневную жизнь, что без него я чувствую себя некомфортно.

А теперь представьте, что происходит со мной, когда я открываю бумажную книгу. У меня в руках не менее семисот килобайт текста, но я не могу с ним ничего сделать, кроме как прочитать. Для пятнадцатого века это, несомненно, немало, но для двадцать первого, простите, практически ничего.

Я открываю «Войну и Мир» и вижу в первой же строчке: «Еh bien, mon prince». Предположим, меня не устраивает перевод из сноски или, например, я хочу узнать, что же значит это так часто встречающееся мне слово «bien». Я вынужден доставать с полки французский словарь (это если он есть), листать его и среди списка искать нужное слово. Нашел и хочу его выучить. Я беру тетрадку и переписываю туда … Все дальше перечислять это мучение сил нет.

Зато есть силы описать, как все происходит в современности. Я захожу в онлайн-библиотеку и совершенно бесплатно скачиваю оттуда роман русского классика. Защитники авторских прав могут быть спокойны, книга давно перешла в народное достояние. Параллельно со скачиванием я захожу в Википедию и набираю там «Лев Толстой». Теперь мне многое известно об авторе, книгу которого я решил прочитать, я даже могу посмотреть его цветную фотографию. Если в книге мне встречается неизвестное французское слово, я навожу на него курсор и тут же появляется перевод, я делаю пару щелчков – и слово уже поставлено в очередь с другими для заучивания в специальной программе. Поучу, когда будет свободное время. Мне хочется пропустить сцены войны, я щелкаю по гипертекстовому содержанию и перелистываю разом полтома. Красота. Напоминаю: это происходит именно сейчас, а ни в каком не будущем.

Вот о чем я пытаюсь сказать: мышление современного человека прочно завязано с интернетом и от этого никуда нельзя деться. Интернет поменял подход ко всем привычным вещам: к чтению книг, просмотру видео, общению.

И если какой-либо контент хочет существовать, он просто обязан хотя бы быть связанным с интернетом. Именно поэтому у бумажных книг нет не только будущего, но и настоящего. И никакой «запах бумаги» тут не поможет.

Конечно, возникает вопрос об удобстве чтения электронного текста. Сейчас достаточное распространение получили портативные букридеры.

Признаюсь, я не особо верю в будущее читалок на E-Link. На данный момент они представляют собой жалкое зрелище: экран хрупкий, обновляется медленно, цветные чернила пока только в стадии разработки.

Я бы оценил такой хлам максимум в 2000 рублей, но сегодня даже цена в 9000 рублей – редкость. Понятно, что это происходит из-за небольшого спроса, но ведь и предложение паршивое, чего уж там.

Будущее мне видится в планшетных девайсах. Очевидно, гораздо приятнее читать с яркого, контрастного монитора, чем с тусклого. А тем, кто пишет, что «глаза устают», я не очень верю: на компьютерные мониторы что-то давно уже никто не жалуется. Интернет-планшет совмещает в себе удобство компьютера и компактность книги – вот это уже действительно наше время. Книга должна быть «встроена» в интернет, иначе она уже не может заинтересовать никого, кроме ретроградов.

То же касается газет и журналов. Периодику, в отличие от книг, всегда было принято выбрасывать, поэтому бумага здесь точно выполняла посредственную функцию.

Я почти перестал покупать бумажные версии, если сайт журнала предоставляет электронную копию – все по тем же причинам.

Также нужно упомянуть о тенденции тотальной социализации. Facebook сегодня модно интегрировать во все приличные сайты. Если раньше оценка контента сайта производилась только с помощью сайта digg.com, то сегодня можно отметить понравившийся пост или статью через кнопку «Фейсбука». Таким образом, все друзья увидят, какую статью/видеоролик/книгу вы оценили. Хотите прочитать «Войну и мир», но видите, что мало кому из друзей книга понравилась, подумайте, возможно, стоит начать изучение русской классики с «Руслана и Людмилы».

Знаете, вот я бросил сейчас взгляд на бумажную книгу, и мне стало ее немного жалко.

Она действительно доживает свои последние дни. Зато теперь появится очередной фетиш, наподобие коллекционирования и прослушивания виниловых пластинок. Люди будут говорить с пафосом: «Я читаю книгу, которая напечатана на бумаге, потому что только ее можно назвать настоящей книгой». Ну а их собеседники будут деликатно молчать, вспоминая про папирус и пергамент.

В. Нечитаев



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери