Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Фредерик Бегбедер: Арестуйте меня и отправьте в Сибирь
Москву и Петербург вновь посетит модный французский писатель Фредерик Бегбедер.
Очередной визит связан с презентацией русского издания его последней книги "Французский роман". Но любая поездка Бегбедера в Россию превращается в эпатажный перформанс с распиванием водки на улице, ночными загулами, потасовками, посещениями дискотек, объяснениями в любви и тяжелым похмельем... Перед тем как отправиться в путь, писатель дал эксклюзивное интервью парижскому корреспонденту "Известий".
известия: Что вас тянет в Россию? Жажда успеха? Восторги юных дев?
Фредерик Бегбедер: Меня пригласило мое русское издательство "Иностранка". Я соглашаюсь на роль покорного раба, который безропотно следует пожеланиям хозяина. Однако презентация книги не более чем повод, чтобы снова отправиться в вашу удивительную страну.
и: В России "Французский роман" лидирует в списке бестселлеров зарубежной прозы.
Бегбедер: Это полный абсурд, возмутительный скандал, но я счастлив.
и: В чем же причина вашего скандального успеха в России?
Бегбедер: Скорее всего, он связан с недоразумением, вызванным моей книгой "99 франков". Я сочинил безжалостный памфлет, обличающий капитализм. И возможно, в тот момент, когда Россия стала очень "продвинутой" страной, русским нужна была такая книга-пособие по разнузданному капитализму. Может, ваши соотечественники увидели в моем романе нечто подобное "Капиталу"? ( хохочет ) Для некоторых роман "99 франков" оказался путеводителем: как одеваться, на каких автомобилях ездить, в каких апартаментах жить, какой образ жизни вести, чтобы быть похожими на нас - кретинов-капиталистов.
Я долгое время представал перед читателями как декадентствующий рекламщик - лунатик, любитель женщин и наркотиков. Однако на самом деле я маленький мальчик из старого аристократического рода, чьи дед и прадед были убиты на войне
и: Для вас это огорчительно?
Бегбедер: Конечно. Моя книга - это сатира и карикатура, антиутопия, гротескная картина наихудших пороков нашего мира, который я хорошо знаю. Словом, произошло какое-то недоразумение. Как говорил Оскар Уайльд, "я очень счастлив, что меня не поняли". Сегодня русские слишком увлечены деньгами, гламуром, внешней красотой и показухой. Не поэтому ли мои книги получают такой отклик в России?
и: Во "Французском романе" лучшие страницы посвящены вашему пребыванию в парижской кутузке.
Бегбедер: Я хотел бы отметить, что речь идет всего о 36 часах, проведенных мной за решеткой в предварительном заключении, а не о долгих годах тюрьмы или каторги, которые выпали на долю некоторых русских литераторов.
и: Вас взяли, когда в центре Парижа вы нюхали кокаин.
Бегбедер: С моей стороны, это было не очень умно, но и не бог весть какая провинность. Я же никого не убивал, никого не насиловал.
и: В книге вы вспоминаете писателей, попавших на нары: Сервантес, Казанова, Вольтер, Верлен, Достоевский и даже Лимонов.
Бегбедер: Эдуарда я помню еще по тем временам, когда он писал во французском журнале "Международный идиот". Я очень люблю его смешную книгу "Дневник неудачника".
и: Писатель Олег Волков, отмотавший почти три десятка лет в ГУЛАГе, утверждал, что полезно посидеть несколько лет в лагерях. Закаляет, мол, характер.
Бегбедер: Для меня и 36 часов много. В крошечной камере ты лишен всего - часов, ручки с бумагой, книги. Это некое подобие пытки - чтобы арестованный сознался как можно быстрее в любых преступлениях. Европейский суд по правам человека постоянно клеймит Францию за такое обращение с заключенными. Именно поэтому с таким гневом я и написал некоторые страницы "Французского романа".
и: Вы, бывший рекламщик, не могли мечтать о лучшем пиаре для своего произведения.
Бегбедер: Поэтому я не перестаю благодарить президента Николя Саркози, прокурора Жан-Клода Марена, а также всех французских полицейских за мой арест. Они вдохновили меня на "Французский роман", который был удостоен премии Ренодо, и я заработал кучу денег.
и: Какие русские книги оказали на вас влияние?
Бегбедер: Прежде всего, "Обломов". Я бы также назвал тургеневскую "Первую любовь", которую в России многие считают претенциозной и слащавой. Далее - "Преступление и наказание", чеховские рассказы, которые, на мой взгляд, надо читать каждый день, и "Лолита". Мне нравится и книга Венедикта Ерофеева, которая во Франции вышла под названием "Москва-на-водке".
и: Ваше восприятие России за все эти годы не изменилось?
Бегбедер: Ее история очень похожа на историю Франции. Обе страны исповедовали коллективизм, верили в светлое будущее, имели великую литературу. Но в последнее время и у вас, и у нас дела идут не очень хорошо.
и: Вас, похоже, расстроили статьи в российской прессе о вашей книге "Идеаль", действие в которой происходит в России.
Бегбедер: Некоторые критики утверждали, что моя книга напичкана клише французского туриста, приехавшего в Россию спать с русскими девушками. Но я действительно попытался написать книгу о том, что в вашей стране изменилось за последние два десятилетия. Для этого надо было, разумеется, рассказать о безумствах олигархов, о московской ночной жизни, о ваших девушках. В "Идеале" я выражаю восхищение Россией. Моя книга - объяснение в любви к вашей стране. Я это говорю искренне и без малейшей иронии.
и: Что вас привлекает в русских?
Бегбедер: Когда начинаешь с ними пить, то не знаешь, когда и чем все закончится, начнет ли русский тебя обнимать или душить.
и: Вы предпочитаете, чтобы вас обнимали или душили?
Бегбедер: И то, и другое одновременно.
и: Что вы ждете от поездки в Москву и Петербург? Не устали от российских загулов?
Бегбедер: Я давно понял, что от таких поездок не надо ничего ждать. И не надо ничего бояться. Лучше быть готовым ко всему и со смирением к этому относиться. Я ужасный фаталист. Именно это больше всего меня сближает с русской душой. Все предначертано, и что должно случиться, непременно произойдет. То же и в любви. Если девушка тебя любит, тем лучше для тебя, а если не любит - тем хуже для нее.
и: Что такое для вас "русская душа"?
Бегбедер: Русская душа... Вот вы в Петербурге, ночь никак не наступает, и только в шесть утра небо становится немного лиловым. Вы стоите на берегу Невы с незнакомыми людьми. Вдруг кто-то начинает петь, и вы тоже поете, не понимая слов. Возникает ощущение чего-то вечного, которое испытываешь только в России. И только в России и нигде больше - а я объездил весь мир - можно ощутить эту благодать. Это какая-то магическая тайна.
и: За этой тайной вы отправляетесь в Россию?
Бегбедер: Мы, иностранцы, едем в вашу неорганизованную, шумную и совершенно безумную страну, потому что знаем: нас ждет минута блаженства и вечности, волшебная искра, которая непременно вспыхнет. Но за это придется очень дорого заплатить. Я думаю, что Россия - это наркотик. Самый опасный из всех ( хохочет ).
и: Русские девушки не потеряли в ваших глазах своей привлекательности?
Бегбедер: Они привлекательнее, чем когда бы то ни было. Поэтому все мировые рекламные агентства используют их лица, чтобы сбывать пылесосы, автомобили, духи, платья и прочий товар.
и: Разве их достоинства только внешние?
Бегбедер: Разумеется, нет. Русских женщин отличает необъяснимая печаль, меланхоличность и нарочитая невинность, которая мне кажется очень сексуальной и порочной. Всего этого лишены француженки, немки, не говоря уже об американках.
и: Большие писатели всегда спрашивают: "Кто мы? Зачем мы пришли в этот мир?".
Бегбедер: "Французский роман" - моя первая искренняя попытка дать ответы на эти вопросы. Я долгое время представал перед читателями как декадентствующий рекламщик - лунатик, любитель женщин и наркотиков. Однако на самом деле я маленький мальчик из старого аристократического рода, чьи дед и прадед были убиты на войне. Впервые во "Французском романе" я говорю о своей семье, которая связана с историей Франции, с испытаниями, выпавшими на ее долю. И если я стал персонажем, который бездарно проводит время в дискотеках, то это для того, чтобы забыть наше тяжелое прошлое.
и: Чем бы вы заменили ненавистный вам капитализм?
Бегбедер: Мы живем в предвоенную эпоху, и Апокалипсис неизбежен. Франция - страна-попрошайка, оказавшаяся в страшных долгах. Она как клошар. Мы просим денег у китайцев. И когда в один прекрасный день они потребуют вернуть долги, у нас начнутся большие проблемы. Впрочем, в таком же положении находятся Соединенные Штаты, Греция, Великобритания, Италия, Испания. Мне кажется, это в меньшей степени касается России благодаря нефти и газу.
и: Если во Франции разразится революция, вы пойдете на баррикады?
Бегбедер: Я обожаю революции, но только на бумаге. Меня не назовешь храбрецом. Мне не стыдно быть трусом и улепетывать, когда поздней ночью ко мне подходят три типа, которые хотят меня побить.
и: Платон считал, что государством должны управлять философы.
Бегбедер: К сожалению, он ошибался. Каждый раз, когда во главе государства стояли философы, это плохо заканчивалось.
и: Вы предпочитаете, чтобы во главе государства стоял не Платон, а Саркози?
Бегбедер: Каждый раз, высказываясь по тем или иным политическим вопросам, я обычно говорю глупости. Как бы там ни было, страной должны управлять политики-профессионалы, а не теоретики, которые хотят испытать свои теории на миллионах людей. России это известно лучше, чем кому бы то ни было.
и: Чехов считал, что смысл жизни не может быть в счастье...
Бегбедер: Я не знаю, что значит счастье. Для меня это загадочное и, может быть, даже несчастное слово. И как снова не вспомнить Оскара Уайльда, который говорил: "Мне нужно не счастье, а удовольствие". И я немало времени потратил на поиски удовольствия. Вместе с тем понятие счастья в течение многих веков было связано с религией. В прошлом, когда жизнь была лучше организована, люди меньше задавались вопросом, что такое счастье. Тогда оно наступало после смерти. Сегодня, когда религия в какой-то мере потеряла свое значение, а люди - веру, наше существование стало более болезненным. Отсутствие Бога заставляет людей заниматься поиском счастья в разных местах. И мне кажется, такой поиск делает людей несчастными.
и: Вам близок по духу Оскар Уайльд?
Бегбедер: Я восхищаюсь его юмором и дендизмом, но, разумеется, не претендую на его роль. Тем не менее если меня принимают за французского Оскара Уайльда, то во избежание недоразумений должен отметить, что я - гетеросексуал.
и: Какое событие в вашей жизни вы считаете самым главным?
Бегбедер: Как это ни банально - рождение дочки Хлои (сейчас ей 10 лет. - "Известия" ). Я счастлив, когда слышу ее смех.
и: Чего вам больше всего не хватает?
Бегбедер: Самого главного - уверенности в том, что я способен любить и что меня любят. Творческая личность всегда должна испытывать сомнения. По мере роста популярности растет и моя обеспокоенность. В мире было столько гениев, которые всю жизнь прозябали в безвестности. Если ты слишком рано попадаешь в лучи прожекторов - это плохой признак.
и: Герой "Над пропастью во ржи" Сэлинджера говорил примерно следующее: хороший писатель тот, читая которого вы чувствуете, что можете позвонить ему по телефону...
Бегбедер: Я думаю, Сэлинджер имел в виду вот что. Когда ты действительно любишь книгу, то слышишь теплый голос автора, который обращается к тебе как к брату. Такой голос я слышу, читая Чехова или Булгакова. Литература не должна быть всемогущей и недостижимой.
и: Александр Блок однажды сказал об Ахматовой: "Она пишет стихи так, будто на нее глядит мужчина, а нужно писать так, как будто на тебя смотрит Бог".
Бегбедер: Когда пишу я, на меня, скорее, смотрит женщина. Поскольку я в Бога не верю, то не могу просить его, чтобы он, мучаясь, взирал на мою рукопись. Но я пишу прежде всего для себя.
и: Какую книгу вы мечтаете написать?
Бегбедер: Ту, которую мне самому хотелось бы прочитать. Книгу, которую я сам везде ищу - в книжных магазинах, в библиотеках, на вокзалах - и нигде не нахожу. Поэтому я вынужден сочинять ее сам. Сначала работа над романом приносит мне сугубо эгоистические радости. Прежде всего я хочу нравиться самому себе. Потом я думаю: "Если я доставляю удовольствие себе, моя книга может понравиться и другим". И возможно, кто-то скажет: "Оказывается, этот малый не так уж плох!"
и: Несмотря на свой эпатаж, вы производите впечатление человека, скорее, застенчивого.
Бегбедер: Есть две разновидности людей застенчивых. Одни, не способные ни с кем общаться, тихо сидят в своем углу. Но есть и застенчивые экстраверты, к коим я принадлежу. Поскольку они не созданы для общения, то забираются на стол и начинают паясничать. Так и я пытаюсь бороться со своей застенчивостью с помощью экстравагантных выходок.
и: Кровать остается вашей излюбленной средой обитания и творчества?
Бегбедер: Долгое время я считал, что надо сочинять в барах, и много написал в барах в состоянии опьянения, полулежа на диване. Затем вдохновение стало посещать меня в самолетах, автомобилях, поездах. После "Обломова" я полюбил свою постель. В ней я сплю, пишу, читаю, смотрю телевизор, занимаюсь любовью, говорю по телефону. И часто делаю все это одновременно. Если бы мог, я бы с величайшим удовольствием проводил бы целые дни в своей кровати. Признаюсь, я становлюсь все ленивее и ленивее. Виной тому - мой успех, который превращает меня в большого лодыря.
и: Один из ваших романов называется "Любовь живет три года". Вы по-прежнему так считаете?
Бегбедер: Я уверен, что очень трудно преодолеть такой рубеж. Это удается либо плюнувшим на все людям, либо тем, кто друг другу лжет, называя себя счастливыми после трех лет совместной жизни.
и: По вашим словам, обманутые жены скоро потребуют кастрации их неверных мужей...
Бегбедер: Западный мир пережил очень странную эволюцию. Нам говорили, что произошла сексуальная революция, которая, на мой взгляд, оказалась абсолютно лживым мифом. В действительности происходит возвращение пуританизма, и прежде всего в Соединенных Штатах. Меня ужасно шокировала история с Тайгером Вудсом (американский чемпион по гольфу. - "Известия" ). Ему пришлось пройти курс сексуальной дезинтоксикации, публично заняться "самокритикой". На телевидении он просил прощения у своей жены за супружескую измену.
и: Какой вам представляется идеальная женщина?
Бегбедер: Я сейчас живу с подружкой, и мне нравится, когда ей все не нравится. Допустим, за обедом я пошучу. Все, кроме нее, хохочут. Она смотрит на меня, и в ее взгляде я читаю: "Какой же ты идиот!" ( смеется ) Видимо, я немного мазохист. Мне не хочется, чтобы женщина, которую я люблю, принадлежала мне полностью. Она всегда должна оставаться для меня незнакомкой.
и: Во Франции снова дискутируют об открытии публичных домов. Вы за или против?
Бегбедер: Разумеется, за. Закат Франции начался после принятия закона о закрытии публичных домов в 1946 году. Взяли и запретили их в ту пору, когда Париж был блистательным и гостеприимным городом, одной из самых веселых столиц мира. Получается, вы можете посещать бордели в любой европейской стране, кроме Франции, которая погрязла в лицемерии. Теперь договариваться о встречах с девушками в Париже приходится по интернету. Дальше ехать некуда!
и: "Роман Полански - мой герой" - ваши слова. Он не должен держать ответ перед судом за то, что совратил 13-летнюю девочку?
Бегбедер: Прежде всего он один из величайших режиссеров мира. Не надо забывать, что дело происходило в Голливуде, некоем подобии Вавилона, где последняя посудомойка мечтает сниматься в кино. Встречи с Полански добивались все американские девчонки. И то, что случилось, - скорее, недоразумение. Я не хочу выносить суждение об истории, которая произошла тридцать лет назад. Но отношение к ней со стороны американского и швейцарского правосудия абсолютно неадекватно.
и: На Каннском фестивале ведете передачу для одного из телеканалов. И охота вам тратить время на журналистику?
Бегбедер: Я занимаюсь ею из любопытства. Журналистика позволяет находиться в контакте с действительностью, с известными людьми. Когда я беру интервью у знаменитости, я, как и вы, готовлюсь, смотрю, что человек сделал. К сожалению, большинство журналистов такой работы не проделывают. Обычно они спрашивают - "о чем ваша книга?", или "это автобиография?", или "а почему вы так ее назвали?".
и: Вы ждете каких-то почестей и в России?
Бегбедер: Я, разумеется, рассчитываю только на самую высшую награду. Мне хотелось бы получить премию Путина, если таковая существует. Эти слова можно вынести в заголовок ( смеется ).
и: Вы озабочены своей посмертной славой?
Бегбедер: Как и все писатели, я - эгоцентрик, мегаломан, который только и думает о посмертной славе, о том, что скажут потомки. Но мне крупно повезло: моя нынешняя эфемерная известность позволяет уже при жизни вкушать плоды посмертной славы. И это чертовски приятно. После получения премии Ренодо я ехал в парижском такси. Шофер, узнав меня, спросил: "Дорогой мэтр, куда вас отвезти?" Если вас к 44 годам в вашей собственной стране величают мэтром, это одновременно и опасно, и восхитительно.
и: Вы предпочли бы умереть молодым?
Бегбедер: Мне не хотелось бы стать смешным старичком. В моем возрасте все так говорят, и, вероятно, с годами я передумаю и иначе буду смотреть на это. Действительно, многие писатели, которых я люблю, умерли молодыми. Скажем, Фицджеральд умер как раз в моем возрасте, а Бодлер - в 46. Если учесть, что Пушкин погиб в 37 лет, то меня уже можно считать состарившимся поэтом.
и: Ну а если вы все-таки дотянете до преклонного возраста?
Бегбедер: Возможно, я поселюсь в Сан-Тропе, сделаю себе лифтинг, стану носить оранжевый парик на голове и золотую цепь на загорелой груди, покрытой седыми волосами. Буду ежедневно ходить в клуб в белых панталонах. Там, поглощая сваренные вкрутую яйца и редиску, стану рассказывать русским путанам одни и те же анекдоты... Нет, лучше умереть молодым.
и: Вы часто жалуетесь, что страдаете от комфорта. Притворяетесь, небось?
Бегбедер: Как известно, многие писатели создали свои лучшие страницы, когда страдали. И никогда - в состоянии полного комфорта, который действует как анестезия. Источником вдохновения являются грусть, одиночество, несчастье. Поэтому сейчас я чрезвычайно обеспокоен собственным будущим. И надеюсь, что полиция в один прекрасный день снова меня арестует и отправит за решетку - на более долгий срок.
и: Вас могут арестовать и в России...
Бегбедер: Это было бы просто замечательно! Через "Известия" я обращаюсь с призывом: "Когда я буду в Москве, пожалуйста, арестуйте меня и отправьте в Сибирь на долгий срок!" Может быть, тогда я наконец напишу великий роман, которого ждет весь мир, и получу Нобелевскую премию.
и: Но и "Французский роман" - отличная книга.
Бегбедер: О! Большое спасибо, я очень тронут. С самого начала нашей встречи я только и думал, когда вы мне это скажете. И ужасно боялся не дождаться ( хохочет ).
Юрий Коваленко (Париж)
Додаткові матеріали
- Фредеріку Бегбедеру присудили премію Ренодо
- Frédéric Beigbeder: «В Киеве я хожу в монастыри и на дискотеки»
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року