
Re: цензії
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
- 26.05.2025|Ігор ЗіньчукПрагнення волі
- 26.05.2025|Інна КовальчукДорога з присмаком війни
- 23.05.2025|Ніна БернадськаГолос ніжності та криці
- 23.05.2025|Людмила Таран, письменницяВитривалість і віру маємо плекати в собі
- 15.05.2025|Ігор ЧорнийПірнути в добу романтизму
- 14.05.2025|Валентина Семеняк, письменницяМіцний сплав зримої краси строф
- 07.05.2025|Оксана ЛозоваТе, що «струною зачіпає за живе»
- 07.05.2025|Віктор ВербичЗбиткування над віршами: тандем поета й художниці
Видавничі новинки
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Что смешного в Циолковском?
Чтение уже закончилось, когда вошли две опоздавшие ‒ их папа неправильно запомнил время.
Подружка бросилась рассказывать им, как много они пропустили: «Мы такую смешную книжку читали! Про такого чудака!» Книжка называется «Циолковский. Путь к звездам». Это биография серьезного ученого, отца космонавтики. Казалось бы, что же тут может быть веселого?
Автор, Александр Ткаченко, с самого начала ведет с читателем диалог, и я воспроизвожу его, предваряя собственно чтение. Показываю первую иллюстрацию и спрашиваю детей: «Как вы думаете, кто изображен на этой картинке? Кому может быть поставлен этот памятник?» Не зная текста книги, они повторяют его почти дословно: «Может, это тот, кто сделал первую ракету?» – «Нет, это не Королев». – «Может, это Гагарин?» – «Нет, это не Гагарин и даже не тот, кто первым вышел в космос». Так мы начинаем читать историю жизни калужского учителя, Константина Эдуардовича Циолковского, и дети, как и предполагает автор, заинтригованы: почему же учителю поставили такие памятники, если он никогда ни на чем не летал?
Книга написана так, что сама подсказывает ведущим варианты интерактива: «Как преодолеть земное притяжение? Попробуйте подпрыгнуть...» Мы прыгаем и сразу чувствуем ту самую силу, о которой говорит автор ‒ ни одному из нас Земля не дает взлететь. Так же демонстрируем принцип работы реактивного двигателя: по наводке писателя выпускаем из рук незавязанный воздушный шарик, и он сдувается, делая петли над нашими головами. Опыт веселит ребят, но они еще не понимают, почему же Циолковского считали чудаком, если он смог придумать ракету в то время, когда автомобили еще только учились ездить.
Следующая главка начинается с совсем иной ноты. Перед читателями ‒ умиротворяющий зимний пейзаж. Мы выясняем значение слова «поземка» («Когда снег метет?»), все вроде бы спокойно, но вдруг в изображаемую идиллию врывается лай собак: «Пожилой мужчина в длинном пальто и с раскрытым черным зонтом мчится на коньках вниз по улице к замерзшей реке». Дети хохочут. Диалог местного жителя с городовым о том, кто же это, усиливает комичность происходящего: «Может, сумасшедший сбежал из лечебницы?» ‒ «Никак нет, ваше благородие (…), сумасшедших на улице у нас нету. А это наш учитель развлекается, Константин Циолковский».
Гротескные, карикатурные иллюстрации Ольги Громовой к этому и следующему развороту тоже всех смешат. Пока я их показываю, дети комментируют: «Да-а, чудак! Вот дуралей!» Тут же начинается обсуждение того, как повторить опыт Циолковского, ‒ на улице осень, но ребята всерьез дискутируют, можно ли проделать то же самое на роликах.
Дальше история совершает неожиданный поворот: вдруг выясняется, что Циолковский был глухим. Слушатели сразу притихают и только спрашивают: «Как же тогда он смог стать ученым?» Мы узнаем о скарлатине, которая дала осложнение на уши, а потом о невероятной воле и тяге к знаниям, благодаря которым юный Костя жил на хлебе и воде в чужой Москве, да еще и учился. Снова книга подсказывает, как ее читать: «Вы, наверное, спросите, а в каком же все-таки институте он учился? А ни в каком!» Спрашиваю ребят, как можно еще учиться, если не в вузе. «По книгам!» – «Верно, а где же брать книги?» – «В библиотеке!» – догадываются читатели.
Герой вырастает, возвращается в Калугу учителем, и ребята сами начинают догадываться, как можно преподавать, не слыша ни слова от учеников: «Они писали все на доске! Они писали самостоятельные!» Заодно мы обсуждаем, как общаются люди с нарушениями слуха. Очень надеюсь, что столкнувшись с таким собеседником, ребята вспомнят, что во время разговора их губы должны быть хорошо видны неслышащему.
Прочитав описание опытов со статическим электричеством, мы решаем их воспроизвести. У меня с собой шерстяная варежка, мы пробуем натирать ей бумажного «осьминога», но у нас ничего не выходит. Подают голос родители: «А вы знаете, что наэлектризованный воздушный шарик будет держаться на потолке?» Передаю им варежку и бывший «реактивный» шарик, а пока продолжаю читать. Через минуту родители прерывают: «Вот, держится!» – шарик висит на стене, но оказывается, что наэлектризовать его получилось только с помощью волос, ведь варежка, судя по всему, синтетическая. Дети заключают: «В следующий раз идите покупать варежки с воздушным шариком! Тогда будете знать, обманывают вас, или они правда шерстяные!»
С помощью волос удается, наконец, наэлектризовать и бумажного спрута. Но дети просят: «Давайте дальше читать!» – и мы возвращаемся к жизни ученого.
Эпизод с попыткой Циолковского приспособить к велосипеду мотор и превратить его в мотоцикл вызывает живой интерес. Но дети сразу понимают, что ничего хорошего из этой затеи не получится: «Он же поедет слишком быстро!» Предыдущая ‒ серьезная ‒ главка с экспериментами снова сменилась юмористической. После байки о неудавшемся гонщике, автор рассказывает о песнях неслышащего ученого, и моя аудитория смеется над забавными историями и иллюстрациями.
Тоненькая книжка успевает рассказать и о личной жизни Циолковского. Дети снова веселятся, когда мы с напарником воспроизводим диалоги ученого с супругой через большую слуховую трубку (в качестве нее используем просто свернутый лист бумаги). Подал голос кто-то, разбирающийся в теме: «А сейчас слуховые аппараты маленькие!»
Автор снова подводит передохнувшего читателя к более серьезным темам, а потом опять переходит к анекдотам. Поэтому после описания орбитальной станции и значения Циолковского для современной космонавтики мы следим за тем, как ученый набирает у колодца светящиеся гнилушки («Это грибы?») и раскидывает их по комнате. Да уж, чудак-человек, но действительно гениальный! Остается согласиться с автором: «Полет творческой фантазии Циолковского оказался таким высоким, что сегодня весь мир знает имя скромного учителя, умевшего даже в разбросанных по полу светящихся гнилушках увидеть сияние звёздного неба».
Дочитав книгу до конца, мы еще рассказываем слушателям о переписке Циолковского и 17-летнего будущего известного ученого-физика Д. И. Блохинцева, в честь которого названа наша библиотека. Дети подустали, но слушают с интересом.
Что ж, пора переходить к игровой части. Мы делаем с каждым маленькие бумажные ракеты и запускаем их на «космодроме», временно расположенном возле гардероба...
Мне жаль двух сестер, которые все пропустили. Зато они успевают запустить собственную ракету. Кто знает, может это начало их собственного пути к звездам?
Мария Климова
Коментарі
Останні події
- 06.06.2025|19:48У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
- 03.06.2025|12:21У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
- 03.06.2025|07:14Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
- 03.06.2025|07:10Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям
- 03.06.2025|06:51Фільм Мстислава Чернова «2000 метрів до Андріївки» покажуть на кінофестивалі Docudays UA
- 03.06.2025|06:50Дух Тесли у Києві
- 30.05.2025|18:48«Літературний Чернігів» на перехресті часу
- 27.05.2025|18:32Старий Лев презентує книгу метеорологині Наталки Діденко «Тролейбус номер 15»
- 26.05.2025|10:38Поезія без кордонів
- 24.05.2025|13:24Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0