Re: цензії
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Супернацбол
Победителем итоговой премии за десятилетие «Супер-Нацбест» стал писатель Захар Прилепин.
В Москве прошла церемония вручения премии «Супер-Нацбест»: Эдуард Лимонов примирился с Аркадием Дворковичем, роман Захара Прилепина «Грех» стал лучшей книгой десятилетия, а Артемий Троицкий призвал искать усатого и бородатого Виктора Пелевина.
«Могу точно сказать, что Виктор Пелевин точно присутствует здесь незримо», – такими словами ведущий церемонии «Супер-Нацбест» приветствовал номинированного на премию писателя, явление которого должно было стать главной интригой, задуманной, чтобы выбрать ни много ни мало главную русскую книгу десятилетия. Пелевин был номинирован со сборником «ДПП NN», состоящим из романа «Числа» и нескольких рассказов, который вряд ли многие считают лучшей книгой автора. Однако сам факт присутствия самого загадочного российского писателя новейшего времени щекотал нервы куда больше непосредственного повода, тем более что организаторы клялись, что Пелевин точно прилетел из Америки и находится где-то неподалеку.
Тот же Троицкий пошутил со сцены, что Пелевин изменил внешность (покрылся усами и бородой), и призывал ловить его среди присутствующих в банкетном зале гостиницы «Украина», но попытки, если таковые были, так и не увенчались успехом. Впрочем, обо всем по порядку.
В этом году оргкомитет премии «Национальный бестселлер» решил подвести итоги своей десятилетней истории. Шорт-лист нынешней «сверхпремии» был соответственно составлен из десяти победителей прошлых лет. Кроме Пелевина в него вошли Леонид Юзефович с «Князем ветра», Александр Проханов с «Господином Гексогеном», распавшийся ныне дуэт Гаррос–Евдокимов с «Головоломкой», Михаил Шишкин с «Венериным волосом», Дмитрий Быков с биографией Бориса Пастернака в ЖЗЛ, Илья Бояшов с «Путем Мори», Захар Прилепин с романом в рассказах «Грех», Андрей Геласимов со «Степными богами» и Эдуард Кочергин с прошлогодними «Крещеными крестами». Призом стали не десять, а сто тысяч долларов, а в жюри вошли бывшие почетные председатели: Эдуард Лимонов, Ирина Хакамада, Леонид Юзефович, Валентин Юдашкин, бизнесмен Сергей Васильев, актриса Александра Куликова, писатель Илья Штемлер, гендиректор медиахолдинга «Коммерсантъ» Андрей Галиев, банкир Владимир Коган и основатель премии Константин Тублин.
Должность почетного председателя жюри отдали помощнику президента Аркадию Дворковичу, и возможность увидеть его за одним столом с Лимоновым уже была достойным воскресным развлечением.
В соответствии с правилами «Нацбеста», все члены жюри голосовали открыто. В связи с этим отыгрывавший массовика-затейника Троицкий даже сострил: мол, конкурс похож на «Евровидение». Первым стал Юдашкин, который отдал свой голос Пелевину и поспешно ретировался, подогрев интерес собравшихся. Однако далее интрига церемонии пошла в сторону, отличную от той, которой ждали поклонники автора «Generation P». Поначалу голоса равномерно распределялись между участниками, причем за Пелевина не голосовал больше никто. Почти подряд отдали свои голоса Захару Прилепину бывшие соратники по оппозиционной борьбе Хакамада и Лимонов. Выступление изобретателя «Стратегии-31» было и вовсе встречено несколькими волнами оваций. Он рассказал, как участвовал в жюри самого первого «Нацбеста» («а потом меня посадили»), по-доброму обозвал Тублина «главным буржуином» и, чуть колеблясь, признал присутствие Дворковича позитивным знаком, а премию – примером честным выборов. Наконец, отдавая свой голос Прилепину, он назвал писателя однопартийцем: нацболы бывшими не бывают. Решающим же стал голос Леонида Юзефовича, в симпатиях которого к Прилепину вовлеченная в процесс публика не сомневалась: Прилепин учился у Юзефовича, да и вообще литераторы давно приятельствуют. В итоге Дворковичу, в обязанности которого входило решить исход церемонии, если два писателя получат одинаковое количество голосов, не пришлось даже зачитывать сообщения отсутствующих членов жюри.
Выход бритоголового литератора, который, говорят, явился на церемонию почти без денег, был встречен почти такими же аплодисментами, как и выступление Лимонова, которого писатель назвал своим вторым отцом.
Кроме того, он поблагодарил маму, жену и Юзефовича, добавив, что скоро в его семье родится четвертый ребенок и премию он считает частью государственно поддержки демографической программы. Учитывая, что на сумке с деньгами можно было обнаружить лейбл Высшего арбитражного суда РФ, слова Прилепина обретали гораздо менее (или более) иронический оттенок.
После окончания церемонии победитель рассказал «Парку культуры», что нулевые годы, итоги которых подвел «Супер-нацбест», для него стали годами, когда противопоставление советского и антисоветского стало абсолютно бессмысленным, – «стали той градацией, которая ничего не объясняет». «Мы пытались сформулировать какие-то ценности, с которыми можно существовать. И эти ценности оказались совершенно обычными: это семья, это дети, это мужественность мужчины на войне, это женственность женщины в воспитании семьи – абсолютно традиционные ценности всей мировой истории», – сказал писатель. Ну а что до Пелевина, то его, как выяснилось, не видел даже победитель. Будто бы и не было никакого Виктора Олеговича.
Фото: zaharprilepin.ru
Додаткові матеріали
Коментарі
Останні події
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
