Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Антисеребряный век
Виктор Ерофеев — о том, как становятся литературными оборотнями.
Писатели научились зарабатывать и разрабатывать модные темы, но писать стали хуже
Писатели тоже могут быть оборотнями. Или, вернее, оборотни тоже могут быть писателями. Собственно, эти писатели-оборотни и создают тему писателя на рынке. В нашей стране эта тема долгое время решалась как тема писательской искренности. Еще задолго до советской власти литература определилась как идеологический продукт, способный быть полезным государству или какой-либо философии жизни. Эталоном продажного писателя, состоящим на службе государства, стал у нас современник Пушкина, Фаддей Булгарин, талантливый манипулятор общественного мнения. Однако грань между продажным писателем и писателем, искренно стоящим на защите государственных интересов, довольно тонка. Засилье либерального мнения в дореволюционном обществе привело к разделению писателей на чистых и нечистых, в результате чего писатели панически боялись ярлыков, сводящих их творчество на нет. Ну хорошо, Булгарин был продажным. Но продавался ли Жуковский? Или, наконец, сам Пушкин? Ведь он тоже написал официозные вирши против польской революции 1830 года. Искренне? Неискренне? А как быть с поэтами XVIII века, воспевавшими царей и цариц? Или с Достоевским, который в "Дневнике писателя" требовал, что Константинополь должен быть "наш"? Разве это плохо: иметь в русском кармане Константинополь? Разве писатель не может быть патриотом?
Все эти вопросы — проклятые вопросы русской литературы, которые замучили как писателей, так и читателей. Это отвратительное наследие российской деспотии. Это вечное беспокойство, что тебя разоблачат и не подадут руки. Эта вечная война на уничтожение между западниками и славянофилами, консерваторами и либералами, революционерами и реакционерами. Поле их битвы — русская литература.
Советская власть только обострила ситуацию. Она не стеснялась вербовать одних и убивать других — неугодных писателей. Продажные писатели, верные помощники партии, стали в исторической перспективе самоубийцами. Кто читает Фадеева? Зато мученическая смерть Гумилева превратила поэта в безусловного гения, а Нобелевская премия Пастернаку сделала роман "Доктор Живаго" образцом романного творчества. Так до сих пор и ведется. Писатель должен и сейчас оставаться чистым, не быть заподозренным в подлой игре с властями. Но, если ты отталкиваешься от властей и плывешь самостоятельно, ты можешь оказаться и в стане врагов. Знаю по своему примеру. Чистых вод в нашей литературе фактически нет. Ты плывешь в потоке мусора. В год "Метрополя" я выплыл из гуманистического потока свободной литературы и попал под диссидентскую критику чуть ли не в образе фашиста за сомнения в доброте человеческой природы. В то же время советская критика разоблачала меня вместе с другими независимыми писателями в том, что я продался Западу. И это клеймо я ношу до сих пор. Для лагеря патриотов я — литературный агент Америки, независимо оттого, знает меня Америка или не знает. Я куплен. Все куплены кем-то. Иначе у нас не бывает. Бред сивой кобылы — это состояние российских мозгов, берущихся судить о свободе творчества.
Но после развала СССР возникла и новая идея продажности. Можно продаться рынку. Отвратительное клеймо модного писателя, который нашел ходовую тему и продал ее,— это удел тех, кто добился читательского успеха. А если тебя теснят молодые, значит, ты — советский писатель, даже если ты был антисоветским. Это клеймо времени.
В таком положении, раз все продажны, а иначе не может быть, возникают действительно продажные стратегические концепции. Писатель-оборотень находит золотую жилу, эксплуатирует жанр детектива, описывает проституток или светскую жизнь. Или, как в былые годы, становится борцом за справедливость, революционером. Кто-то проигрывает, а кто-то становится чемпионом продаж. Такой ход для западной книжной продукции не нов, ему там найдено место под солнцем, но мы всегда считаем себя пионерами и потому либо поражаемся цинизму писателей-оборотней, либо страстно завидуем им.
Пушкинские слова о "вдохновенье" и рукописи, несмотря на их чудовищную растиражированность, откровенную банальность, остаются единственным ориентиром в нашем мутном литературном потоке. Писатель-оборотень тогда и оборотень, когда у него вдохновение заменено мечтой о литературных победах. Впрочем, немало и таких, которые, пребывая неудачниками на рынке, пишут темные, неудобоваримые тексты и считают себя новыми джойсами или платоновыми. Мы проходим редкую в нашей литературной истории полосу бедности талантами. Такого давно уже не было. Отсюда рождаются десятки писательских призраков. Писатель на рынке — нормальное явление. Писатель-оборотень — тоже. Но у нас на дворе антисеребряный век. Отсутствие талантов порождает бал литературных оборотней.
Виктор Ерофеев, писатель
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії