
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Немое кино
«Земля», новая книга стихов Юрия Арабова, разыграна издательством «ArsisBooks» в жанре визуально-поэтического клипа.
В поэтическом эпиграфе к книге Арабов пишет, что не ведает «лучше судьбы, чем лечь потрохами наружу…» Оформление сборника овеществляет метафору и делаёт её наглядной. Совсем как кино.
Стихи Юрия Арабова напоминают фильмы снятые по его сценариям, точнее их фрагменты: очень уж они напоминают музыкальные проигрыши с высоким символическим содержанием деталей – есть в кино такие эпизоды, когда между сценами проходит какое-то время («шли годы») за кадром начинает звучать многозначительная музыка, а камера задумчиво шарит по окрестностям, выхватывая то одну, то другую подробность.
Важно спрессовать в минуту хронометража некоторую нарративную скороговорку, предельно концентрированный опыт, который каждый из зрителей понимает и расшифровывает по-своему: каждый поэтический текст Юрия Арабова, словно бы сложенный из одновременно выходящих на поверхность разновременных геологических пластов, и есть такие переходные мостки между эмоциями и временами.
Моисей был в зоне неуверенного приёма,
А все остальные - в зоне рискованного земледелия.
Иаков боролся с Богом, но ему не хватило приёма,
А потом началось фатальное отупение.
Мгновенные переключения регистров, стилистических или лингвистических, актуальные, «газетные» реалии, перемешанные с библейскими персонажами и пейзажами, городскими ли, ландшафтными, можно сравнить то ли с фасеточным зрением, охочем до разнообразия, то ли с клиповым монтажом, оставляющем зазоры для свободно сквозящих ассоциаций.
Тексты, идущие один за другим и складывающиеся в четыре цикла (+ большое эссе) похожи на подшивку мета-газеты, куда попадают новости не столько внешнего мира, сколько внутренней жизни самого сочинителя.
На это впечатление работает и замечательное оформление сборника, точное и изящное (редко какой поэтический сборник сегодня выпускается с таким тщанием): цветная суперобложка представляет из себя панорамную художественную фотографию, которая вполне могла бы стать кадром, ну, например, «Скорбного бесчувствия» и, если точнее, «Дней затмения».
Кирпичная руина с фактурно выделенной фильтрами кладкой; подфотошопленные небеса; железный гараж в углу двора и притулившейся к нему старуха в шубе; нехитрый скарб распотрошённого бытия – тряпки, ветошь, коробки, ящики, на верёвках висит бельё. Затоптанная земля, скупая травка, мусор.
И я понял, что пью здесь в последний раз.
Я поднял голову. В облаках
Синел какой-то провал иль глаз,
И дождь прошёлся на каблуках.
Корешок рассекает останки дома ровно посредине – меж двух разношенных окон на две симметричные половины, забитые разнородным содержанием. Фотокартина Константина Худякова, «Мать», помещённая на шедевральный супер расчленена на фрагменты, разбросанные по книге, которая, точно пазл, вот точно так же складывается в широкое ментальное полотно из «образа мыслей» и «образа жизни» (названия главных разделов сборника).
Простой и красивый ход, многое объясняющий и в текстах самого Арабова и в том, на каких принципах «Земля» стоит. Точнее, построена. Простроена; эффектное распределение спецэффектов выдает в авторе этой поэтической книжки, пожалуй, самого важного сегодня кинодраматурга.
Дмитрий Бавильский
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025