
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Вагончик тронется
В издательстве «Астрель» вышел классический тревелог Пола Теру.
Заглавное эссе этого тревелога — «Старый патагонский экспресс» — уже публиковалось в издательстве Paulsen четыре года назад («Все четыре стороны света. Книга 1»). По всему выходило, что «Патагония — это полная пустота», и непонятно, зачем туда вообще тащиться. Но философия Теру-путешественника (не путать с Теру-писателем) в том и заключается, что перемещение в пространстве осуществляется вовсе не с целью что-то обнаружить.
«Путешествие — это способ исчезнуть, одинокая линия от точки на карте к полному забвению». А тот, кто отправляется в дорогу с целью вписать свое имя в историю или на худой конец в путевой дневник, на деле самовлюбленный, лишенный любопытства дурак.
Сам Теру терпеть не может достопримечательности и туризм, «когда все ездят смотреть одно и то же», презирает романтических путешественников, «которые, прихватив с собой чемоданы книг, сматываются в чужие края ради дорогостоящего адюльтера», и перестает здороваться с теми, кто называет путевые заметки его лучшим произведением («тогда я просто взрываюсь»). Примерно половина объема его очерков о путешествии в Патагонию посвящена разновидностям поездов, модификациям вагонов, видам из окна и остроумным байкам про попутчиков (один все время чавкал и тявкал, другая отправилась «по пути дзен, успев постичь понятие Единства или Свинства», третья без конца повторяла: «Быожже», якобы пародируя бостонский акцент).
В самом начале своего железнодорожного маршрута из Бостона до Эскуэля Теру признается, что хотел написать принципиально иную книгу о Патагонии, нежели его друг Брюс Чатвин: «Он написал о том, как был в Патагонии, а я хотел описать, как добирался туда, — именно это было моей целью». Самым большим изъяном книг о путешествиях, по его мнению, является то, что авторы совершенно игнорируют главный вопрос — «а как вы вообще там оказались?».
Автора «Патагонского экспресса» буквально бесят штампованные «завлекательные начала» тревел-историй, оформленные в виде шутки или пугающего эпизода: «под нами расстилалась зелень тропиков» или «термиты сожрали за ночь мой гамак». Теру интересует не конкретная точка на карте, а движущие силы путешествия: какая нужда, тоска, недостача заставила человека оторвать зад от мягкой кресельной подушки и отправиться черт-те куда навстречу пресловутым термитам.
Сам автор сполна разъясняет читателю этот вопрос. Его путь в Патагонию берет начало у порога родного дома в Бостоне, откуда он отправляется прямиком к станции метро, каковую по праву считает первым пунктом своего маршрута.
Чувство путешествия, по Теру, возникает в тот момент, когда на человека вдруг ни с того ни с сего перестают распространяться местные правила. Он не вздрагивает в подземке при виде угрожающего щита «Вы умеете правильно заполнять декларацию о доходах?», его больше не интересуют первополосные новости, не заботят колебания валютного курса — он только физически принадлежит данному месту, а на самом деле он уже в пути.
Еще одним раздражающим Теру фактором являются самолеты. Причин тому две: хроническая аэрофобия («Когда я сижу в самолете, заходящем на посадку, мое сердце готово выпрыгнуть из груди») и ненависть к виду сверху («Как и вижу сидящего в салоне писателя, который, прикусив язык, выводит в своем блокноте — «под нами расстилалась зелень тропиков»). Другое дело поезда: «свистки американских поездов всегда будят во мне легкую грусть — они как будто прощаются с вами», «эпоха джаза совпадает с эпохой железных дорог».
В принципе Пол Теру не дает никаких практических советов (разве что «не сообщать попутчикам цель своего пути», дабы не сглазить и не возбудить любопытство). Любое путешествие, по его мнению, как минимум наполовину состоит из ожиданий и неприятностей. Прочие авторы тревелогов злят его в том числе и тем, что умалчивают о моментах, «когда ими завладело отчаяние или панический страх». Конечный пункт маршрута волнует его куда меньше начального («Эта пустота, способная превратиться в начало для какого-нибудь отважного первопроходца, стало концом для меня»).
Возможно, написанный тридцать лет назад «Старый патагонский экспресс» кому-то покажется разочаровывающей книгой: не про звезды над пустыней и не про медитацию над колючками, а больше про вонючие носки, социальные барьеры и немытых попутчиков с их почавкиваниями и присербываниями. Но в какой-то момент понимаешь, что это вот мерное, в такт стуку колес брюзжание («с целью заглушить тоску») и есть самое адекватное описание того замеса из скуки, раздражения, раздумий и страхов, которые каждый переживает в дороге. Если только путешествие не является охотой за тысячами фейсбучных лайков — в этом случае лучше Теру вовсе не открывать.
Наталия Бабинцева
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025