
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Аркадий Арканов. Гражданин смех
В течение последних 10-15 лет сатиры у нас не было. Все отвыкли от нее. Под политической сатирой сегодня принято понимать пародии на известных политических деятелей, на их манеру разговаривать, двигаться, любимые слова и выражения. Это не более чем шаржи, безобидные детские шутки. А многие воспринимают их как откровение: во как, смотрите, как остро. Ничего подобного!
Дело в том, что сатира, которая была почти запрещена советской цензурой, в СССР все-таки существовала. И была по-настоящему политической, хотя порой прикрывалась другими жанрами. Это было необходимо, чтобы обмануть око цензоров и донести до читателя и зрителя то, что нельзя сказать впрямую. Поэтому актеры и писатели, выступавшие в сатирическом жанре, пользовались огромным успехом. Но сам этот жанр обязывал читателя и зрителя шевелить мозгами, чтобы дойти до сути.
После того как политическая цензура была формально распущена, метод эзопова языка и чтения между строк утратил смысл. Зачем что-то скрывать, когда можно все говорить впрямую? Но сегодня цензура, хотя формально ее как бы нет, присутствует в СМИ. Какая именно - зависит от хозяина того или иного издания.
Почему же в последние годы жанр деградировал? Зритель перестал нуждаться в зарядке для мозгов, в пище для интеллекта? Если он приходит на концерт, где выступает так называемый артист-сатирик или писатель-сатирик, он непременно ждет какого-то хохота. И в итоге все сводится к тому, что прежде считалось несерьезным жанром. К обилию бытовых анекдотов, эротического юмора, нецензурных выражений. Потому что да, это можно, это разрешено. А желание быть на плаву, иметь успех и зарабатывать остается у писателей и актеров основным.
Один французский историк сказал замечательную вещь: «Когда Французская революция победила, весь французский народ умирал от хохота, получая удовольствие от блестящих, искрометных шуток Вольтера. И настолько увлекся этим, что даже не заметил, как сменилась власть». Когда идет бессмысленное накопление баек, шуток, анекдотов, можно пропустить главное в нашей жизни. И все к тому идет.
В этой ситуации проект «Гражданин поэт» стал по-настоящему серьезным прорывом. В нем задействован очень талантливый автор. Не всегда однозначный, но даровитый и образованный поэт Дима Быков, а также блестящий актер Михаил Ефремов, который все озвучивает. В этом проекте есть политическая сатира с хорошей такой издевкой, иногда злой, иногда не очень. Она заставила огромное количество людей опомниться, посмотреть вокруг и сказать: «Ого-го, ребята! Не все так весело». Оказывается, можно кусать даже самых высокопоставленных людей и их политиков. И смотрите, как это здорово.
Любопытно, что «Гражданин поэт» все-таки стал известен в основном через концерты и Cеть. Начиналось все именно с концертов. Наиболее прогрессивная часть публики, которая соскучилась по настоящей политической сатире, стала быстро заполнять залы. Идея пользовалась большим успехом не только у наших зрителей. Я знаю, что благодаря Интернету эти программы смотрит наше русскоязычное население и в Америке, и во всем мире. И получает огромное удовольствие.
Почему сейчас объявлены финальные концерты? Не знаю. Может быть, это боязнь исчерпанности, самоповтора. Но меньше всего хотелось бы думать, что был мягкий намек со стороны властей предержащих: ребята, вы немножко заигрались, давайте-ка поаккуратнее, иначе у вас будут неприятности... Не исключаю, хотя не уверен. Но как бы там ни было, не этим ли сатира и живет?
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025