Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

17.04.2011|10:06|Openspace.ru

Премия «Поэт» присуждена Виктору Сосноре

Одно из главных событий поэтического премиального сезона комментируют Борис Дубин, Александр Иличевский, Бахыт Кенжеев, Валерий Шубинский и другие.

Сегодня у нас не будет обычного выпуска, вместо этого мы решили собрать отклики на присуждение Виктору Сосноре премии «Поэт». Решение жюри в этом году оказалось неожиданным: многие полагали, что

Виктор Соснора — фигура чересчур радикальная для Премии. Вместе с тем справедливость такого решения не вызывает сомнений, кажется, ни у кого. Масштаб дарования лауреата очевиден даже тем, кто бесконечно далек от его поэтики, свидетельством чему и является решение жюри, все годы существования этой премии нацеленного скорее на поощрение магистральной линии русской поэзии (посмотрите на список награжденных).

Соснора оказался как бы «не в своем ряду», однако именно это происходило с ним и с его стихами всегда. Он печатался в советские времена, но никогда не был советским поэтом. Арьев в давней статье «Ничей современник» даже называет его «столпом нонконформизма». Соснора в значительной степени является продолжателем традиций русского авангарда начала века, но его способ работы с этим наследием существенно отличается от всех тех, что мы можем наблюдать в современной русской поэзии. Поэтика Сосноры легко может быть вписана в более широкий европейский контекст, однако по проблематике он часто оказывается чуть ли не архаистом. Наконец бесспорность положения Виктора Сосноры как живого классика сочетается с тем, что довольно обширный корпус его текстов не слишком внимательно прочтен даже многими коллегами — что уж говорить о широком читателе.

Вчерашним решением жюри, как замечает Борис Дубин, «признана, подтверждена, передана далее общелитературная значимость и, в том числе, сегодняшняя важность поэтической линии, идущей от русского футуристического авангарда». Консервативная премия, ориентированная на традицию крайне важную, но одну из многих, признает тем самым равноправие радикальных практик поэтической работы с языком.

Благодарить за это мы должны прежде всего Виктора Соснору.

Валерий ШУБИНСКИЙ, поэт, критик
На первый взгляд Виктор Соснора — очевиднейший кандидат на премию «Поэт». Он входит и в тот список, который — где-то еще с шестидесятых — отложился в сознании среднеинтеллигентного читателя, и в канонический ряд так называемого «профессионального сообщества», причем почти любого его сегмента. Но благополучие его статуса не должно заслонять от нас парадоксального драматизма его поэтической судьбы. Соснора был единственным за все время существования советской литературы писателем, по крайней мере единственным поэтом, вполне, до конца эстетически состоявшимся в ее границах (не в формальном, бытовом смысле, а в эстетическом, ментальном), а потом эти границы разорвавшим, ушедшим за них целиком и полностью. Говоря конкретнее: «Январский ливень» и самые ранние стихи из «Всадников» (включая знаменитую «Смерть Бояна») — это стихи хорошего советского поэта «левого» толка, удачливого соперника Вознесенского, продолжателя Мартынова и Кирсанова, протеже Асеева. И вдруг где-то около 1962 года происходит прорыв/взлет/падение в бесконечные засловесные пространства, гибкую и гулкую точную неточность. В мир, куда многие мучительно пробивались — а этот залетел на волне старомодного байронизма, сам, кажется, того не желая: в том мире, мире любимых и чтимых Мартынова и Асеева, у него все было хорошо. А сюда, в мир лирической свободы, начинающийся с «Последних песен Бояна», с «Китежа», он долетел сквозь ледяную и огненную стену с обгоревшими перьями, с надломленным крылом, с чуть надорванным голосом. Легко и приятно видеть в его бешеном своеволии по отношению к миру и языку «авангард». Но, может быть, колдун поневоле чувствует: без этого искажения пространства и времени под себя он упадет и разобьется. Другое дело, что лучшие стихи Сосноры — те, где это напряженное колдовство едва заметно (хотя все же заметно). Этих стихотворений достаточно для нашей долгой любви. Поэт, написавший «Латвийскую балладу», «Хутор у озера», «Дождь-декабрь», «Семейный портрет», большую часть тех же «Последних песен Бояна», — классик. И если написание этих стихотворений требовало некоторого количества шлака, — что ж, таков производственный процесс.

Игорь ПОМЕРАНЦЕВ, поэт, редактор и ведущий «Радио Свобода»
Я помню две строчки Виктора Сосноры и вот уже почти полвека повторяю их:

         Я понимаю, понимаю
        мятущиеся ваши души


Всего две строчки. Зато какие!

Александр ИЛИЧЕВСКИЙ, прозаик, поэт
Это событие — подлинное счастье и торжество справедливости. Нынешний лауреат отличается рыцарским бесстрашным служением Языку, и сделанное им огромно. Значение этого события умножается тем, что авангард русской словесности увенчан не только признанием, но и венком классичности.

Борис ДУБИН, социолог, переводчик
Замечательное (в смысле — прекрасное и в смысле — примечательное), по-своему радикальное решение. Им, если я его верно читаю, признана, подтверждена, передана далее общелитературная значимость, и в том числе сегодняшняя важность поэтической ЛИНИИ, идущей от русского футуристического авангарда. Вместе с тем наградой, несомненно, отмечено сейчас отдельное и совершенно особое ЛИЦО, которое ни с кем не спутаешь, поэт со своим одиноким и последовательно, даже упрямо отстаиваемым в этом качестве местом. Более чем редкое сочетание общего (значения, уважения) и уникального (голоса, позиции). Для меня такое решение — удача премиального жюри, может быть, какой-то его новый шаг — шаг в новое.

Федор СВАРОВСКИЙ, поэт
Я не могу сказать, что Виктор Соснора как-то повлиял на формирование моего литературного вкуса. Однако масштаб его таланта, по-моему, вполне заслуживает премии. Кроме того, Соснора стоит как-то особняком от того литературного процесса, который мы обычно рассматриваем, — и это хорошо, что его наградили; с ним это случалось, но не так часто, как должно было бы. Мне кажется, последние три года премия «Поэт» занимается восстановлением литературно-исторической справедливости, отмечая авторов, прежде обойденных вниманием крупных общественных институций. В следующем году, думаю, было бы неплохо таким же образом поощрить, скажем, Ольгу Седакову или Льва Рубинштейна.

Александр СКИДАН, поэт, критик; Вадим МЕСЯЦ, поэт, издатель
Словами Сосноры: «В любой стране свои битвы, но в России почему-то в первые ряды бойцов толкают не военачальников, а поэтов. Это лестно, но неуместно. Им не дают ни солдат, ни пулеметов, а выталкивают голышом, заставляют кричать мятежные слова и убивают сзади, в спину». Универсальный поэт — без разделений на жанры и детали, последний герой, намекающий своим существованием на условность российских столиц-границ и вообще поэтических карт. Сильный человек, что равнозначно определению Поэта. Автор, к которому необходимо прислушаться (таких людей почти не осталось). Виктор Александрович овладел даром грозного внушения. Он победил. Успел победить.

Томаш ГЛАНЦ, приглашенный профессор Университета им. Гумбольдта в Берлине, доцент Карлова университета в Праге
Присуждение премии «Поэт» Виктору Сосноре я воспринимаю как семейную сатисфакцию, так как отец моей тещи, переводчик и знаток поэзии и литературы вообще Эдуард Викторович Богомолов, часто повторяет, что Соснора недооцененный автор, гораздо более значительный, чем Бродский. По поводу последнего я с ним не согласен, уже потому, что сложно сопоставлять поэтику великих авторов, но в целом я разделяю и уважаю его уважение к поэту, который известен также проницательным утверждением, что не только поэты, но и все настоящие писатели — выродки и преступники. Но это отдельный разговор.

Борис ХЕРСОНСКИЙ, поэт
Я очень рад, что прекрасный поэт Виктор Соснора получил самую престижную поэтическую премию России. Все десятилетия, в течение которых я увлекался поэзией, Соснора присутствовал в моей жизни, его голос со временем менялся, но всегда оставался не слишком громким — и неизменно искренним. Соснора мог быть традиционным и авангардным, оставаясь самим собой. Мне кажется также существенным, что симпатии жюри были отданы питерской поэтической школе, давшей нашей литературе много замечательных имен. Думаю, мы все перечитаем стихи Виктора в эти дни еще и еще раз.

Бахыт КЕНЖЕЕВ, поэт
Виктор Соснора — из первопроходцев, из тех, кто открывает в глубинах родного языка неведомые пласты — и для читателей, и для будущих поколений поэтов. От души поздравляю замечательного и яркого поэта с заслуженной наградой.

Линор ГОРАЛИК, писатель
Для меня, как для читателя, наиболее, может быть, дорого переплетение Сосноры-человека и Сосноры-поэта: легендарная биография Виктора Александровича; невообразимые его рассказы о приключениях, похождениях, тяготах и победах превращали для меня его стихи в послания из мира высокой драмы. Это давало возможность двух, трех, пяти прочтений каждого текста, как если бы они были написаны не одним поэтом, а двумя, тремя, пятью поэтами: девятилетним снайпером, андеграундным советским поэтом, облученным советским солдатиком, официальным советским поэтом, парижским лектором, пожилым петербуржцем... Мне кажется, я одинаково люблю их всех.

Андрей ЛЕВКИН, писатель
Ну, тут не премия для поэта, а поэт для премии.​

Илья КУКУЛИН, критик, поэт
Виктор Соснора завершил в русской поэзии ту революцию, которую в западноевропейской словесности начали Шарль Бодлер и Лотреамон: он создал фигуру «проклятого поэта» прежде всего как реформатора языка. Начали эту работу Велимир Хлебников и Александр Блок, но были в ней непоследовательны: Хлебников слишком много внес в образ поэта от мифологизированного представления о юродивых, Блок — просто от богемы. В этом смысле Соснора сделал очень много для того, чтобы русская поэзия объединилась с европейской в своем самосознании, в своем отношении к трагичности человеческого удела на земле. Даже многочисленные аллюзии на Древнюю Русь и «Слово о полку Игореве» в старых стихах Сосноры сегодня воспринимаются как напоминание о времени, когда русские княжества были частью единой средневековой Европы. Поэтому присуждение Виктору Сосноре премии «Поэт» — радостное событие для всех, кому в русской поэзии дороги не только традиции, но и обещание будущего.



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»


Партнери