Re: цензії

11.12.2025|Ольга Мхитарян, кандидат педагогічних наук
Привабливо, цікаво, пізнавально
08.12.2025|Василь Кузан
Крик відчаю
02.12.2025|Василь Кузан
Ні краплі лукавства
27.11.2025|Василь Кузан
Nobilis sapientia
27.11.2025|Віталій Огієнко
Розсекречені архіви
24.11.2025|Наталія Богданець-Білоскаленко, доктор педагогічних наук, професор
«Казки навиворіт»: Майстерне переосмислення народної мудрості для сучасної дитини
23.11.2025|Ігор Зіньчук
Світло, як стиль життя
21.11.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук
Світлотіні свободи
18.11.2025|Ігор Чорний
У мерехтінні зірки Алатир
17.11.2025|Ігор Зіньчук
Темні закутки минулого

Літературний дайджест

Просто хороший год

В этом году Нобелевская премия в кои-то веки досталась настоящему писателю.

Вручив премию перуанцу Марио Варгасу Льосе, Нобелевский комитет, с одной стороны, сумел соблюсти сложнейшие политические интересы, а с другой — в полной мере удовлетворил широкого читателя с его представлениями о справедливости.

Нобелевская премия по литературе — награда не литературная. Для того чтобы в полной мере проникнуться этой не вполне очевидной для стороннего наблюдателя мыслью, достаточно посмотреть на список лауреатов: едва ли не две трети имён, в него вошедших, мало что скажут нашему современнику, причём не надо думать, что это касается только полузабытых классиков 20-х или 30-х годов прошлого века. Даже из авторов, увенчанных нобелевскими лаврами за последние двадцать лет, едва ли треть — писатели в самом деле мирового уровня.

Впрочем, к скверному литературному вкусу как таковому подобного рода странная избирательность прямого отношения не имеет. При малейшей возможности наградить по-настоящему большого и важного автора Нобелевский комитет делает это без колебаний и, похоже, с неподдельной радостью. Другое дело, что соображения литературного качества редко оказываются ключевыми. Собственно, этого не бывает практически никогда.

Определяя имя будущего лауреата, Нобелевский кабинет учитывает слишком много факторов — пол, возраст, национальность и расовую принадлежность претендента, его политические взгляды, степень массовости (или, напротив, элитарности), жанр (поэзия, проза, эссе), в котором он работает, уважение (или гонимость) на родине, известность за рубежом… Если пазл сходится правильным образом и при этом обнаруживается хороший писатель, удовлетворяющий всем необходимым требованиям, — что ж, литературе повезло. Если же нет — тем хуже для литературы.

В нынешнем году литературе определённо повезло: премия досталась перуанцу Марио Варгасу Льосе — писателю безусловно выдающемуся, широко известному как на родине, так и за рубежом и при этом успешно прошедшему отбор по сложнейшему набору критериев (таких, как правые взгляды, испанский язык, латиноамериканское происхождение и т.д.).

Наградив Льосу с формулировкой «За детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека», нобелевское жюри определённо решило поощрить его политическую и антиутопическую ипостась, выраженную в первую очередь в романе «Нечестивец, или Праздник козла». Посвящённый последним месяцам правления доминиканского диктатора с говорящей для русского уха фамилией Трухильо, в действительности роман представляет собой настоящий анатомический атлас диктаторского режима как такового, со всеми его неотъемлемыми чертами — пафосом, бедностью, галифе и аксельбантами, насилием, неистребимой наивностью и жестокостью.

Поразительное многообразие творчества и редкий, невероятный по нынешним временам масштаб человеческой личности делают Марио Варгаса Льосу поистине идеальным кандидатом на Нобелевку по литературе. Такого рода праздники случаются в литературном мире нечасто — впрочем, тем больше радости они приносят.Однако помимо Льосы-политика (кстати, в биографии нового нобелевского лауреата есть и в самом деле политическая страница: в 1990 году он выдвигался в президенты Перу и победил в первом туре, набрав сенсационные 34% голосов) существует и совсем другой Льоса, причём не один. Например, есть сатирик, не стесняющийся смеяться в том числе и над самим собой — так, его самый известный, пожалуй, роман «Тётушка Хулия и писака» в комической форме обыгрывает события его собственного неудачного первого брака, а «Похвальное слово мачехе» пародирует ранние эротические переживания автора. Есть и третий Льоса — политический философ, выражающий свои мысли в форме романа-трактата («Война конца света», впервые изданная по-русски совсем недавно, буквально в этом году, рассказывает о трагическом столкновении двух картин мира — архаической и модернистской). Найдётся и четвёртый — мудрый и доброжелательный автор «Писем молодому романисту», самого, пожалуй, лучшего и искреннего сборника рекомендаций для начинающего литератора…

Галина Юзефович 



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

11.12.2025|20:26
Книга року ВВС 2025 оголосила переможців
09.12.2025|14:38
Премія імені Юрія Шевельова 2025: Оголошено імена фіналістів та володарки Спецвідзнаки Капітули
02.12.2025|10:33
Поетичний вечір у Києві: «Цієї ночі сніг упав» і теплі зимові вірші
27.11.2025|14:32
«Хто навчив тебе так брехати?»: у Луцьку презентують дві книжки про гнів, травму й силу історій
24.11.2025|14:50
Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
17.11.2025|15:32
«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
17.11.2025|10:29
Для тих, хто живе словом
17.11.2025|10:25
У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
16.11.2025|10:55
У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
13.11.2025|11:20
Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»


Партнери