Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Все счастливые семьи
В книге, посвящённой столетию ухода Льва Толстого из Ясной Поляны, Павел Басинский показывает историю жизни писателя и его семьи сквозь призму финального бегства.
Павел Басинский. Лев Толстой: бегство из рая. М.: АСТ: Астрель, 2010.
События тех нескольких дней, что легли в основу этой книги, известны досконально. В ночь с 27 на 28 октября 1910 года 82-летний Лев Толстой тайком от родных и близких в сопровождении дочери Александры и личного врача Маковицкого бежал из собственного имения Ясная Поляна. Оптина пустынь, Шамордино, дорога на Козельск, поезд на Ростов. 1 ноября Александра телеграфировала, что состояние отца ухудшилось, они вынуждены сойти на станции Астапово, ехать дальше решительно невозможно. И вот 7 ноября в том же Астапове в доме начальника станции Толстой умирает от воспаления лёгких.
Известны и причины, побудившие больного и очень пожилого человека совершить этот странный поступок. Совершить, несмотря на понимание, что затеряться не удастся, что за каждым его шагом следят десятки репортёров по всему миру, что поступок вызовет скандал. Принято говорить, что Толстой не выдержал мировой славы, обрушившейся на него под конец жизни, неустанного внимания к собственной персоне, нескончаемого потока паломников в Ясную Поляны, нарастающего с годами непонимания в семье, внутреннего конфликта между теорией и практикой жизни.
Ничего нового к этому писатель и критик Павел Басинский, известный своей биографией Максима Горького, строго говоря, не прибавил. Его книга — это честная в своей педантичности попытка разобраться, как же так произошло, что всемирно известный писатель и мыслитель окончил свою жизнь вдали от дома. Выбрав в качестве основы для своего рассказа детальное описание этих последних дней, Басинский на самом деле пишет историю жизни Льва Толстого и его семьи, увиденную сквозь призму этого давно назревавшего ухода. Если присмотреться, уход действительно не кажется таким уж внезапным. Начавшись с добровольного отъезда на Кавказ в юности, с годами мотив бегства всё отчётливее звучит в текстах Толстого, пока наконец не становится сознательным желанием. В этом смысле книга Басинского — это не только история жизни самого Толстого или его семьи, но и история идеи в сознании писателя.
В попытках добраться до глубинных причин финального бегства Басинский обращается к юности писателя, его истории самосовершенствования, сердечным привязанностям, рассказывает о знакомстве с семейством Берсов, о сознательном стремлении жениться и обустроить собственную семью по идеальному образцу, о самой женитьбе, отражённой в романтической истории Кити и Левина в «Анне Карениной», о семейных буднях, детях, радостях, непонимании, конфликтах. «Это было очень сложное семейное счастье. Толстой оказался не совсем прав, когда начал роман «Анна Каренина» с утверждения, что «все счастливые семьи похожи друг на друга», — заключает автор. В этом сложном семейном счастье, по мнению Басинского, и была заложена мина замедленного действия. Создав своими руками собственный рай, вместе с переменой мировоззрения на рубеже 70—80-х Толстой своими же руками начинает разрушать созданную им идеальную картинку.
Вновь и вновь возвращаясь к последним дням жизни писателя, Басинский придаёт своей книге не только сюжетную динамику, но и особый кружащий ритм повествования, органично дополняющий рассказ о духовных блужданиях Толстого. Впрочем, Толстой не единственная фигура, чьи мотивы пытается понять автор. Описывая каждую новую спорную ситуацию, Басинский попеременно пытается посмотреть на неё глазами то самого Толстого, то его жены Софьи Андреевны. Без выводов, одобрения или осуждения. С одной стороны — бесконечные духовные поиски, творческие кризисы и выработка художественных форм, с другой — семейный быт, дети, дом, заботы. У каждого из супругов — своя правда. Трагедия начинается тогда, когда эти правды перестают совпадать даже в самой малой части.
В этой книге нет сенсаций и открытий. Ничего такого, чем гарантированно можно было бы «подогреть» интерес к фигуре классика. Вместо оригинальных трактовок исключительно тщательная работа с источниками: дневниками, письмами, воспоминаниями, художественными текстами. Каждый сюжет, появляющийся в книге, проработан автором с дотошностью, выдерживающей любую критику, вплоть до расчётов прибыльности имения Ясная Поляна и выверки по картам траектории бегства Толстого. В этих-то деталях и кроется сила книги Павла Басинского, равной которой в последнее время среди отечественного нон-фикшн вряд ли можно припомнить. Великий писатель, чьё имя и стандартный набор скучных биографических сведений знакомы всем без исключения, в «Бегстве из рая» вдруг предстаёт всего лишь человеком — живым, сомневающимся, ищущим, обретающим, теряющим и снова погружающимся в сомнения. Настоящим, неглянцевым великим классиком, жизнь которого оказывается едва ли не самым интересным произведением, из всех, когда-либо им созданных.
Татьяна Трофимова
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року