Літературний дайджест

Всюду жизнь

Книга Олега Ивика рассказывает про загробный мир без мистики и священного ужаса.

Олег Ивик. История загробного мира. М.: Текст, 2010.

Проблемной для восприятия книгу эту может сделать только одно — её жанр. Это что? Научная монография, посвящённая представлениям о загробном мире и его устройстве в мифологиях и религиях разных народов: шумеров, египтян, индусов, китайцев, евреев, германцев, славян; у христиан и у буддийцев, а также у Гомера, у Данте, у Сведенборга и других авторов, совершивших в своё время путешествие в этот необыкновенно плотно (по приведённым в книге подсчётам, там не менее ста миллиардов обитателей) заселённый и на редкость сложно устроенный мир? Да. Очень похоже. Особенно если учесть вторичные признаки — количество приведённых в конце книги источников и достаточно грамотную их проработку в тексте самой книги.

Но как тогда быть с лёгкостью изложения, как бы игривостью даже: «Выход из загробного мира возможен в основном из районов с буддистским и индусским населением. В других районах считанные попытки вернуться на землю достаточно часто терпят неудачу (как в случае Орфея и Эвридики). Смертность в загробном мире невелика и не оказывает заметного влияния на численность населения». То есть, наверное, пред нами научно-популярный текст, чуть декорированный стёбом, что-то вроде адаптированной версии мировой мифологии в специальной колонке амбициозного глянцевого журнала? Да нет, не похоже. Авторы (на обложке книги значится псевдоним, за которым скрываются двое: журналист Ольга Колобова и историк Валерий Иванов) не позволяют читателю расслабиться, их повествование предлагает достаточно интенсивную работу уму — по сути, перед нами попытка выстроить в хронологическом порядке трансформацию некоторых опорных космологических представлений человечества. По сути, это и есть главный сюжет книги — он начинается главками о египетских и шумерских «районах» загробного мира, продолжается такими эпизодами, как поглощения Аида христианским адом, и завершается разбором космогонии Сведенборга.

И уж совсем не похоже это сочинение на обслуживающий определённую аудиторию жанр сугубо идеологического расследования «чуждых нам» мифологий и религий: наткнувшись, скажем, в главке про славян на упоминание о Вырии, я с нехорошим предчувствием открыл список задействованной литературы, но Велесовой книги там не обнаружил. Напротив, источники внушают уважение.

Скорее, перед нами ситуация, когда два умных и, соответственно, остроумных исследователя излагают собранное и проработанное ими в дружеской доверительной беседе. Излагают легко, образно, весело. Но при этом и достаточно последовательно, с жёстко обозначенной внутри системой критериев, проще сказать, научной дисциплиной мысли, позволяющей, скажем, из разрозненных фрагментов и деталей, взятых из русских древнерусских текстов и фольклорных источников, сложить чётко выстроенный сюжет со своей мифологемой. Плюс присутствующая здесь критичность по отношению к уже устоявшимся в околонаучной среде представлениям о мифологии.

Ну а что касается формы, то… «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

Критика:
«Независимая газета»:

Олег Ивик — совместный псевдоним Ольги Коробовой и Валерия Иванова, которые, по их собственному признанию, сами никогда не пересекали границ загробного мира, однако не раз участвовали в археологических раскопках. Так что «могильную камеру кургана можно в какой-то мере рассматривать как «прихожую» и «кладовую» царства мёртвых...» В книге даётся общий обзор загробного мира и некоторых его территорий (царство Аида, Валгалла, Питрилока и др.).

Блогеры:
Надежда Морозова:
Культурные традиции загробного мира разнообразны, природа необычна, а география не всегда представима. Зороастрийские жрецы с помощью наркотиков направляли туда своих послов. Мореплаватели Одиссей и Брендан достигали его на своих кораблях. Некоторые путешественники, подобно Данте Алигьери и Эмануэлю Сведенборгу, оставляли подробные путевые заметки. Почему в разные времена в разных религиях принято было давать с собой «в дорогу» покойнику одежду, косметику, еду, жён, слуг и даже снабжать его подробной письменной инструкцией, куда и как ему идти, чтобы попасть в нужное место. Обо всём этом ясно и просто рассказано. К чести авторов, надо сказать, что при всей детальности описания книга полностью лишена академического занудства.

Авторы настоящей книги постарались собрать под одной обложкой сведения о загробном мире, предлагаемые разными религиозными системами. А кроме того, в рамках каждой из религий показать (где это возможно), что современная космология и физика совсем не обязательно противоречат тому, что сказано в священных книгах.

Ни одна из глав книги не претендует на глубокое богословское осмысление проблем загробного мира внутри каждой из конфессий. Но для тех, кто захочет вкратце узнать, как же обстоит дело с загробной жизнью у представителей разных религий, книга может оказаться полезной и интересной.

Сергей Павлов  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus


Партнери