Re: цензії

11.12.2025|Ольга Мхитарян, кандидат педагогічних наук
Привабливо, цікаво, пізнавально
08.12.2025|Василь Кузан
Крик відчаю
02.12.2025|Василь Кузан
Ні краплі лукавства
27.11.2025|Василь Кузан
Nobilis sapientia
27.11.2025|Віталій Огієнко
Розсекречені архіви
24.11.2025|Наталія Богданець-Білоскаленко, доктор педагогічних наук, професор
«Казки навиворіт»: Майстерне переосмислення народної мудрості для сучасної дитини
23.11.2025|Ігор Зіньчук
Світло, як стиль життя
21.11.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук
Світлотіні свободи
18.11.2025|Ігор Чорний
У мерехтінні зірки Алатир
17.11.2025|Ігор Зіньчук
Темні закутки минулого

Літературний дайджест

Убить Каренина

В новой версии толстовского романа Каренин превращается в машину, а сама Анна из кисейной барышни мутирует в беспощадного киборга-убийцу.

Android Karenina. By Leo Tolstoy, Ben H. Winters. Quirk Books. 2010.

Мода перелицовывать классику на манер ужастиков Джорджа Ромеро возникла пару лет назад — на свет появились «Гордость и предубеждение и зомби», «Мистер Дарси, вампир» и им подобная литературная нетленка. За всем этим стоит любопытное маленькое американское издательство Quirk, и вот теперь, в рамках празднования столетия со дня смерти Толстого (вполне подходящая дата), в нём вышла новая версия «Анны Карениной» — «Андроид Каренина». Если Джейн Остин над таким поворотом событий, скорее всего, лишь посмеялась бы, то Толстой, конечно, в гробу переворачивается — у него, говорят, с чувством юмора было не очень.

В обновленной версии «Анны Карениной» собственное aльтер эго – блестящее, механическое, глядящее на вторую половину преданными круглыми глазами и выполняющее все прихоти — есть у всех героев. За исключением главного злодея книги — Алексея Каренина.

Начинается всё не с хрестоматийного «всё смешалось в доме Облонских», а с угрожающей и не вполне внятной фразы «Мне — отмщение и аз воздам». Впрочем, уже следующее предложение возвращает нас в знакомые реалии Толстого — разве что с небольшими дополнениями, вроде того, например, что «все работающие роботы работают одинаково, каждый неисправный робот неисправен по-своему».

Сюжет развивается по накатанной. Стива, наш старый знакомец Стива, заводит интрижку с mécanicienne с большими глазами — сиречь с механиком, или гувернанткой, механизмов (одной из немногих слуг-людей). А механическая гувернантка господских детей — мы-то знаем, что, когда «всё смешалось», шарики за винтики заходят — три дня даёт уроки на армянском вместо французского. Другим роботам, особенно классом пониже, тоже не по себе; вполне исправный привратник второго класса на протяжении этих же трёх дней громко объявляет несуществующих посетителей. Личные механические конфидент-адъютант-альтер-эго Стивы (Стива Маленький) и Долли (Доличка) принимают активное участие в ссоре живых супругов, показывая на экранах все детали постыдной стивиной измены.

Однако обновленная фабула не сводится к перебивке антуража оригинального романа. «Андроид Каренина» — не пересказ классики для недоумков. Драма внутри толстовского любовного треугольника разворачивается на фоне восстания роботов. Это мир стимпанка с элементами высоких технологий, в котором дебютантки танцуют 3D-вальс, вся цивилизация зависит от новооткрытого элемента грозниума ещё больше, чем сегодняшнее человечество — от нефти, людям прислуживают киборги и рудиментарные механизмы, а террористическая организация UnConSciya (Союз озабоченных ученых) борется за светлое будущее и развитие техники при помощи «эмоциональных бомб» и механических насекомых под названием «кощей». Российские запасы грозниума тают, народ (и человеческий, и механический) волнуется, но любовь по-прежнему кружит головы обитателям одной шестой части планеты.

Автор перелицовки — Бен Уинтерс, годом раньше превративший «Разум и чувство» в «Разум и чувство морских монстров», так что работа ему не в новинку. Однако к его буйному, подчас балансирующему на грани вменяемости юмору примешиваются и вполне серьёзные вопросы. По сути, мир Уинтерса—Толстого много ближе нам, чем Россия XIX века. Да, мы тоже зависим от технологий и хотя в приступе депрессии пока ещё не норовим обнять смартфон, как обнимают роботов герои «Андроида Каренина», видим мир исключительно в техногенном свете. Террористы из выдуманной организации UnConSciya, как и все террористы всех времён и народов, считают, что тотальный контроль правительства над чем-либо (в данном случае над роботехникой) опасен. Левин оплакивает утрату нынешним человечеством духовной и физической силы — ведь за людей всё делают роботы — и идет в горняки: вот вам живой пример столь актуального сегодня дауншифтинга.

Надо ли удивляться, что в этом причудливом мире Каренин, отказывающийся от традиционного робота — альтер эго ради новой модели — вживляемого в мозг чипа, в полном соответствии с установками Льва Николаевича (все помнят фразу Анны о муже — «Это не человек, а машина») постепенно мутирует в андроида и начинает воображать себя самодержцем Всея Руси. А его милая супруга где-то на середине романа превращается из кисейной барышни в киборга-убийцу.

Ксения Щербино  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

11.12.2025|20:26
Книга року ВВС 2025 оголосила переможців
09.12.2025|14:38
Премія імені Юрія Шевельова 2025: Оголошено імена фіналістів та володарки Спецвідзнаки Капітули
02.12.2025|10:33
Поетичний вечір у Києві: «Цієї ночі сніг упав» і теплі зимові вірші
27.11.2025|14:32
«Хто навчив тебе так брехати?»: у Луцьку презентують дві книжки про гнів, травму й силу історій
24.11.2025|14:50
Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
17.11.2025|15:32
«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
17.11.2025|10:29
Для тих, хто живе словом
17.11.2025|10:25
У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
16.11.2025|10:55
У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
13.11.2025|11:20
Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»


Партнери