Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

04.05.2010|17:01|Business Class

Борьба за умы

В Перми растет уровень конкуренции между книжными магазинами. В борьбе за покупателя они увеличивают ассортимент продукции и снижают ее стоимость. Хотя, по подсчетам экспертов, средняя наценка на книги по-прежнему превышает 100%.

За последние полтора года на пермском книжном рынке произошел ряд серьезных перемен, вызванных прежде всего приходом в город новых игроков. Наиболее заметным стало открытие торговых точек сети «Новый Книжный» под брендом «Читай-город» в середине 2009 года и магазина «Пиотровский» в начале 2010 года. По мнению собеседников «bc», появление «Читай-города» изменило расклад сил на рынке, повлияв на позиции лидеров.

По словам Натальи Мальцевой, управляющего магазином «Книгомир» (бренд компании «Топ-Книга»), приход «Читай-города» не испугал. «На каждого продавца есть покупатель. Но, как показывает практика, люди привыкают к магазину и неохотно меняют свои пристрастия», – говорит г-жа Мальцева. «Конкуренция со стороны «Читай-города» пошла нам только на пользу. Появился азарт и дух соперничества, начался более тщательный контроль за ассортиментом, и, самое главное, компания нацелились на изменение ценового имиджа наших магазинов.»

Результаты исследований, проведенных по заказу «bc» агентством «СВОИ» и Центром исследований и консалтинга группы компаний «PRO-Центр», идут вразрез с мнениями экспертов, считающих, что за менее чем год работы «Читай-городу» удалось войти в число лидеров рынка. Но аналитики Центра деловой информации обращают внимание, что в ответах на вопросы социологов люди опираются на сложившийся стереотип. Например, многие продолжают быть уверенными, что «покупают» книги в «Библиосфере», хотя такого магазина в Перми уже нет, поскольку он был приобретен сетью «Новый Книжный» и превратился в «Читай-город».

Так, в ходе исследования агентства «СВОИ» на вопрос: «В каких книжных магазинах вы покупали книги за последние полгода» 2,9 % респондентов ответили в «Книгомире» 1 % – в «Лас-Книгасе» и только 0,6 % опрошенных назвали «Читай-город», доля «Библио-сферы» равна 1,9 %. Опрос Центра исследований и консалтинга выявил, что основными каналами приобретения книг в Перми являются «Книгомир» (28 %), «Лас-Книгас» (13,5 %), формально несуществующая «Библиосфера» и «Читай-город» набрали 17,5 и 4,5 % соответственно.

Просветительский бизнес

«Пиотровский», который позиционируется его владельцами как интеллектуальный магазин, специализирующийся на малотиражной, непопсовой литературе, книгах по гуманитарным наукам (культурология, философия, политология, история, социология), экспертами оценивается неоднозначно.

Одни верят в успех «Пиотровского» и желают ему удачи, другие, напротив, считают, что магазин не сможет себя окупить. «Учитывая узкоспециализированную нишу и специфическую аудиторию (преимущественно академическая среда в лице студентов, аспирантов, преподавательского состава), сложно поверить в то, что магазин выживет. Без дополнительной финансовой поддержки функционирование «Пиотровского» невозможно. Бизнес должен быть бизнесом, а здесь есть только клуб интересов», – отмечает собеседник «bc», ранее работавший в книжной отрасли Перми.

Впрочем, и сами владельцы «Пиотровского» заявляют, что деятельность магазина можно приравнять не столько к коммерческой, сколько к просветительской. По словам Дениса Корнеевского, одного из основателей магазина, книги – не та сфера, на которой можно много заработать, поэтому бизнес-составляющая при создании была отодвинута на второй план.
По подсчетам экспертов, средняя наценка в «Пиотровском» равна 60 %, такие показатели, по их мнению, сводят его выживаемость к нулю. Владельцы не опровергают таких цифр и говорят, что в ближайшем будущем увеличивать стоимость книг не намерены. «Хотя, естественно, мы будем реагировать на политику издательств. Если они поднимут закупочные цены, то мы на столько же увеличим розничные», – резюмирует Денис Корнеевский.

Нехватка книг

Несмотря на появление новых магазинов, пермский книжный рынок по-прежнему насыщенным назвать нельзя. В Перми, по данным «ДубльГИС», насчитывается 42 организации, занимающиеся продажей книг. Наиболее обширной сетью располагает компания «Топ-Книга», которой принадлежат два магазина «Лас-Книгас» и четыре «Книгомира» и «Мир книги». Второе место по количеству торговых точек занимает сеть «Новый Книжный» с 5 магазинами «Читай-город». По три магазина имеют сети «Книжная лавка» и «Энциклопедия». Есть и небольшие самостоятельные торговые точки.

Денис Корнеевский: «С одной стороны, в центральной части Перми можно насчитать до десяти различных торговых точек, что в некоторой степени говорит о насыщенности рынка. Но, с другой стороны, нет узкоспециализированных магазинов. В городе, где работают такие мощные университеты, практически не представлена техническая литература. Есть такие направления, как детская книга или комиксы, которые также не получили должного распространения. При открытии «Пиотровского» мы проводили опрос среди друзей, знакомых и их друзей, который показал, что большинству не хватает ассортимента, представленного в пермских магазинах, и при возможности они закупаются книжной продукцией в других городах».

В то же время, по мнению основных игроков рынка, открытие новых магазинов не увеличит число любителей чтения. «Читающая аудитория в Перми уже сформирована, и книжные магазины сейчас занимаются «дележкой» покупателей, для которых основную роль играет вопрос цены», – утверждает Наталья Мальцева.

Цена наценки

По словам экспертов, средняя наценка на книги в магазинах превышает 100% от ее закупочной стоимости. Особенно высокие наценки делают сети, поскольку они занимают большие площади, за аренду которых необходимо платить, и у них работает целая армия продавцов, которым нужно начислять зарплату. «Кроме того, как правило, в крупных магазинах в стоимость книги закладываются риски воровства, а уровень краж в них очень и очень высок», – рассказывает эксперт в отрасли. На этом фоне небольшие книжные магазины, экономя на площадях и сотрудниках, могут себе позволить уменьшить стоимость книг.

Однако снижение покупательной способности в период кризиса и появление игроков с демократичной ценовой политикой заставило многих пересмотреть стоимость книг и прибегнуть к различного рода маркетинговым акциям.
Символом ушедшего года стали массовые распродажи книг в пермских магазинах. В начале 2009 года основные игроки рынка предлагали купить все книги, за исключением новинок, не более чем за 50% от их изначальной стоимости. Сейчас регулярными являются акции по продаже «залежавшегося» товара со скидкой 30–50%. Наталья Мальцева рассказывает, что чаще всего со скидкой продаются книги, простоявшие на полке более года, поэтому логичнее снизить их стоимость и найти на них покупателей.

Собеседники «bc» утверждают, что в сравнении с 2009 годом начало 2010 года вселяет оптимизм, наблюдается некоторое оживление среди покупателей. Тем не менее исследование агентства «СВОИ» показало, что только 16,9% жителей Перми в прошлом месяце потратились на книги.
По данным «СВОИ», в среднем каждый покупатель тратит на книги 570 рублей в месяц, минимальная покупка равна 20 рублям, максимальная – 5 тыс. рублей, а большинство книжных покупок укладываются в сумму до 1 тыс. рублей. Кроме того, в исследовании говорится, что в среднем покупка в месяц состоит из трех книг, минимальная – одна книга, максимальная покупка – 25 книг. «Если переводить цифры в целом на город Пермь, то один среднестатистический пермяк покупает в месяц полкниги и тратит на нее 96 рублей. Среднегодовой объем книжного рынка города Перми, рассчитанный на взрослое население, составляет ориентировочно 900 млн рублей в год», – резюмирует научный руководитель агентства «СВОИ».

Справка «bc»
По данным агентства «СВОИ», 0,8 % населения Перми за полгода сделали покупки в интернет-магазинах. Центр исследований и консалтинга ГК «PRO-Центр», в свою очередь, пришел к выводу, что Интернет считают основным каналом приобретения книг 1,5 % пермяков.

Наталья Варламова



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери