Літературний дайджест

20.11.2012|20:21|Итоги

Эрастономия

Скажем прямо, не все книги, выходящие из-под пера Григория Чхартишвили, в равной мере достойны читательской любви.

Многое из написанного им и его многочисленными аватарами вполне заслуженно кануло в летейские воды. Кто сегодня вспомнит двухтомный роман «ФМ», который, если верить издательским пиарщикам, шесть лет назад должен был ознаменовать «принципиально новый этап в творчестве Акунина»? А сюжет авантюрно-пиратского произведения для подростков «Сокол» и «Ласточка» кто сможет пересказать?.. Если же говорить о временах более близких, то на память, к несчастью, сразу приходит недавняя «Аристономия» — пафосная и вторичная. Впрочем, помнить ее тоже, я думаю, будут недолго, и милосердная завеса читательского забвения задернется над этим романом.

Однако сколько бы «аристономий» и «ласточек» мне ни пришлось освоить, ничто и никогда не отвратит меня от романов о Фандорине. Никакая фрустрация, пережитая в связи с книгами Чхартишвили, не помешает мне с утра пораньше в долгожданный день релиза отправиться в магазин и за собственные деньги (неслыханная щедрость для литературного критика!) купить книгу в традиционной черно-белой обложке.

Новый роман о приключениях блистательного Эраста Петровича озаглавлен «Черный город» и повествует об очередном раунде противостояния доблестного сыщика и коварных террористов, причем действие на сей раз происходит в Ялте в 1914 году. Пятидесятивосьмилетний чиновник по особым поручениям отправится на «охоту за Одиссеем» (именно так, к слову сказать, называлась первая глава романа, выходившая в благотворительном сборнике «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно» в 2009 году) — убийцей-большевиком, вооруженным снайперской винтовкой и намеревающимся застрелить императора Николая II.

Впрочем, сюжет, конечно же, не имеет ни малейшего значения: как и в случае с Гарри Поттером, сотни тысяч читателей (я — в их числе) купят «Черный город» просто из-за магии фандоринского имени. Причина тому проста: Эраст Петрович — единственный настоящий, бесспорный герой, возникший в постсоветском культурном пространстве. А основная функция героя (помимо совершения подвигов, разумеется) состоит в том, чтобы точнее и тоньше всего отражать надежды, страхи и ожидания своего времени, и в этом качестве конкуренцию безупречному Эрасту Петровичу не могут составить ни Настя Каменская из романов Александры Марининой, ни, конечно, Бешеный из сочинений Виктора Доценко, ни другие куда более «современные» и актуальные на первый взгляд персонажи. Иными словами, формально оставаясь в историческом поле, романы о Фандорине — это куда в большей степени романы про нас сегодняшних, чем мы сами порой готовы понять и признать.

Искренне любить свою страну и испытывать гордость за нее, не впадая при этом в сусально-благостное ослепление. Служить власти не за страх, а за совесть, не будучи ни глупцом, ни продажной тварью. Четко видеть границу, отделяющую добро от зла. И, наконец, жить в той самой, скорее всего, никогда не существовавшей в реальности, но от этого ничуть не менее манящей «России, которую мы потеряли», — великой России, в которой не было еще ни великих революций, ни великих войн... Думаю, что об этом — осознанно или нет — мечтает едва ли не каждый житель нашей страны, сохранивший хотя бы рудименты исторического и общественно-политического мышления. Все эти желания волшебным образом воплощает в себе герой, придуманный Борисом Акуниным на излете ХХ века.

Существует расхожее мнение, что пережить своих создателей имеют шанс в первую очередь те книги, которые, помимо прочего, могут служить историческим источником по эпохе, их породившей. Именно к этой категории относятся романы Бориса Акунина про Фандорина.

Галина Юзефович



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus


Партнери