Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

08.06.2016|09:09|Папмамбук

И люди машут крыльями…

О новой книге Ильи Колмановского проще всего было бы сказать, что наши дети получили еще одну интересную и полезную познавательную книгу.

Но это значило бы сильно недооценить действительное ее значение. «Почему птицы не падают?» ‒ не просто хорошая книга в ряду других. Это в некотором смысле событие в отечественном книгоиздании – с точки зрения «упаковки» материала, с точки зрения дизайна и иллюстрирования. В книге нет никаких «отворотов» и «кармашков с секретами». Но художница Алина Рубан и дизайнер макета Владимир Мачинский совместными усилиями создали полиграфическое произведение, внутри которого текстовое содержание приобрело новое качество.

 

Имя автора этой книги, Ильи Колмановского – своеобразная гарантия научного качества текста. Но «научная достоверность» характерна практически для всех познавательных детских книг, издаваемых в последние годы. «Накопать» в интернете интересный фактический материал про то или иное природное или культурное явление не составит труда и для автора, не являющегося специалистом в конкретной области науки. Проблема заключается в том, как этот материал представить ребенку-читателю, как не попасть в ловушку собственного «многознания» ‒ ведь соблазн втиснуть в книгу как можно больше информации очень велик. В результате тема размывается, и познавательный эффект от чтения снижается.

 

Книга Ильи Колмановского построена как ответ на детский вопрос «почему птицы не падают?». И хотя тема «птицы», и тем более «полеты» могла бы завести далеко (какие только культурные ассоциации тут не напрашиваются), автор предельно сдержан и отвечает исключительно «по делу». Осведомленность в теме позволяет ему быть кратким и точным в объяснениях.

 

Птицы летают, потому что у них есть крылья. Крылья устроены так, что могут опираться на воздух. При этом птица должна быть относительно легкой (большой вес не дает взлететь), обладать очень сильными грудными мышцами и иметь маленькую голову, чтобы не перевернуться в полете вверх ногами. Птицы мало пьют и не писают (тем, кто хочет писать, даже бегать трудно – не то что летать) ‒ устройство их выделительной системы тоже работает на уменьшение веса. И все они, в зависимости от размеров и особенностей устройства крыла, взлетают по-разному. А научились летать еще их далекие предки – маленькие динозаврики. То есть в тот момент, когда динозаврики научились махать крыльями, они превратились в птиц.

 

Это «конспект». Хотя даже и он, на мой взгляд, представляет собой захватывающее повествование о мудром устройстве природы и истории эволюции – на конкретном примере. И о том, как одно с другим связано. Каждое новое звено развития наглядно объясняется в тексте. И автор, к тому же, еще и постоянно привлекает к объяснениям опыт ребенка.

 

Если бы мы решили соорудить себе крылья, чтобы летать, то при нашем весе они получились бы огромными. А ведь ими нужно махать. Попробуй махать руками: ты быстро устанешь .

 

У птиц очень сильные грудные мышцы. У тебя тоже есть такие мышцы. Попробуй отжаться от пола – и сразу их почувствуешь .

 

Будешь в следующий раз есть курицу, найди у нее киль. Это кость, к которой крепятся грудные мышцы.

 

Бороздки на пере застегиваются как липучки на ботинке .

 

Мальчик весит как пять гусей.

 

И т.д. и т.п.

 

Иллюстрации из книги

 

Иными словами, текст Колмановского может считаться образцом научного объяснения, адресованного детям.

 

Казалось бы, что можно к нему добавить?

 

Но, как уже говорилось, текст «вписан» в макет с картинками. И картинки добавляют к тексту нечто новое и существенное. Художник вводит в повествование героев – мальчика и кота. Всё, что автор предлагает читателю представить (представь, что у тебя крылья; представь, что ты летишь; ты ростом с гуся; и т.п.), художник изображает. И это уже смешно. Почему-то, когда сообщается, что шестилетний мальчик и гусь одного роста, это воспринимается как научное сравнение. А когда ты видишь нарисованных рядом, «в сравнении», мальчика и гуся, это смешно. Хотя, конечно, это и нарисовано так, чтобы было смешно. И смешно, и наглядно. То есть мальчик – все-таки для «наглядности». А вот кот – абсолютно «самодеятельное» изобретение художника. В тексте про кота нет ни слова. На рисунках он живет своей собственной, «параллельной» жизнью, иногда следуя за мальчиком, подражая ему, иногда совершая какие-то странные поступки и демонстрируя «познавательную неадекватность». Образ кота и его «поведение» полностью противоречат серьезному тону повествования. И это позволяет читателю «передохнуть». А заодно «намекает», что юмор – лучший помощник на тернистом пути познания, когда ты того и гляди кувырнешься вниз головой.

 

1 Иллюстрации из книги

 

Конечно, не только эта эмоциональная пара – мальчик и кот – побуждает читателя улыбаться. Другие рисунки, вроде бы призванные «иллюстрировать» утверждения и доказательства, тоже балансируют на грани между «наглядным пособием» и «веселой картинкой». Но при этом функцию наглядного пособия они выполняют безукоризненно. К примеру, иллюстрируя особенности устройства птичьих клювов, художник слегка утрирует эти особенности. Но так получается даже нагляднее – и ничуть не противоречит «истине». Или, допустим, художнику нужно показать, как устроен голубиный желудок. Его изображение можно посчитать схемой, а можно увидеть здесь и изящный пример декоративности.

 

2 Иллюстрации из книги

 

Книга так устроена, что разглядывать картинки и подписи под ними – отдельное удовольствие.

 

Еще нужно отметить, как уважительно дизайнер этой книжки-картинки обращается с текстом.

 

Текст в книге крупный, всегда размещен на белом фоне, ничем не затенен – то есть он абсолютно дружелюбен по отношению к начинающему читателю. Поэтому «Почему птицы не падают?» легко встраивается в ряд книг для самостоятельного чтения (конечно, ее читатель уже должен освоить букварь).

 

А все вместе, мне кажется, представляет собой образец умения мыслить – и понятиями, и образами – и общаться с детьми.

 

Марина Аромштам

 



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери