\ \

/

том, что именно подраз-



умевает под фразой «найти покой душе», ведь



страдания были смыслом ее жизни, без них су-



ществование не казалось бы столь наполненным, осмысленным, а удовлетворение глубоким. Поэ-



тому, очарованная идеей мученичества, с одной



стороны, и силы, с другой, во всем, и даже в ис-



кусстве, Пола предпочитала величие простоты, а не вычурность и пафос. Загруженность обра-



зами, замысловатость слишком надуманных сю-



жетов, усиленных за счет повторений, вызывали



в ней чувства дисгармонии и усталости. Статуя, сама по себе прекрасная, становилась в глазах де-



вушки грудой мрамора, когда рядом с ней выстра-



ивалось полчище таких же скульптур. В огромном



скопище одних и тех же фигур было почти невоз-



55



можно уловить чувственность губ, величие жеста, мимолетность очарования взгляда.



Другое дело – ар-деко, или сталинский ампир, как его называют в России! Она была без ума от



этого стиля! Кто-то считал ар-деко позором дик-



татур и бесчестием тоталитарных режимов Ев-



ропы, но Полу это никаким образом не задевало, наоборот, подстегивало к фанатичному поклоне-



нию перед силой и могуществом гениев, возве-



личившихся над серостью масс.



«Людям нужен кнут. Без диктатуры не будет



государства!» – спокойно парировала она на фра-



зы типа: «А знаешь ли ты, что Ленинскую библи-



отеку в Москве строили политические зеки?!!»



Ар-деко гипнотизировал ее своей силой и мо-



нументальностью, суровым величием и просто-



той форм. Каждый раз проезжая мимо дворца



Шайо, возведенного к Всемирной выставке три-



дцать седьмого года, или посещая уникальные



коллекции Музея современного искусства – двор-



ца Токио, что расположен там же, в шестнадцатом



округе Парижа, Пола всегда с благоговейным



трепетом смотрела, останавливаясь, на мощь мас-



сивных колоннад, лестниц и каскадов фонтанов, представляющих собой истинность искусства.



Но ни дворец Шайо, ни дворец Токио не на-



ходился рядом с ее офисом. По глупой случай-



ности именно самое нелюбимое здание изо дня в



день маячило за ее окном, раздражая ажурными



орнаментами стрельчатой башни, в фигурной



паутине которой вместо изысканности и легко-



сти Поле виделись лишь закаменевшие кружева, 56

найденные случайно на раскопках разрушенной



вулканом Помпеи и водруженные сюда как на-



поминание о смерти.



«Подумать только, – сочиняла историю Пола,



– однажды сотканные чьей-то искусной рукой, полные жизни летящие узоры, попав под всеунич-



тожающую на своем пути массу пепла, преврати-



лись в каменные изваяния, а какой-то

䳿

30.04.2025|09:36
29.04.2025|12:10
:
29.04.2025|11:27
, ³ г
29.04.2025|11:24
: READBERRY
29.04.2025|11:15
5 EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
쳿 Drahomán Prize 2024
24.04.2025|18:51
糿
21.04.2025|21:30
, ,
18.04.2025|12:57
ϳ
14.04.2025|10:25