Re: цензії

18.11.2018|Валерій Ткачук
Роман про реінкарнацію Наіля Ісмайлова
18.11.2018|Галина Жубіль, Дрогобич
Сонячна книжечка
16.11.2018|Світлана Махно
"Я тут живу" Міли Іванцової
14.11.2018|Михайлина Копчак
«Опускання» літератури
12.11.2018|Нгуєн Суан Хоа, літературознавець, кандидат філологічних наук, доцент Ханойського університету
Тетяна та Сергій Дзюби: «Колись ви вигадаєте нас…»
11.11.2018|Оксана Шипош, Львів
«Принц України» — незвичний і незвичайний
«Пребудь, Людино, вічно на землі!»
11.11.2018|Богдан Дячишин, Львів
«І виправдалася мудрість своїми ділами *»
10.11.2018|Наталія Михайлівська
Український Кім
Пісня пісень Павлікова

Літературний дайджест

06.09.2011|14:47|pro-books.ru

Михаил Котомин: «Читатель исчезает, и это не его вина»

«Я позвал на ярмарку арбатских букинистов – хочется представить альтернативу этой глупой русской теме, завязанной на новинках. Хорошие книги не портятся. Если посмотреть на советское книгоиздание, то даже его продукция покажется более интересной, чем якобы развесистый нынешний ассортимент», – признался директор издательства «Ад Маргинем» Михаил Котомин.

 

К числу осенних книжных смотров, проводимых в Москве, в этом году добавился еще один – ярмарка независимых книгоиздателей и книготорговцев «Новая площадь», которая пройдет 9 и 10 сентября во дворе Политехнического музея.

О том, в чем назначение «Новой площади» и чем она отличается от других книжных мероприятий, газете ВЗГЛЯД рассказал один из ее организаторов – директор издательства «Ад Маргинем» Михаил Котомин.

— Михаил, что представляет собой книжная ярмарка «Новая площадь», и кто ее организует?

Михаил Котомин: «Новая площадь» – это подросший наследник ярмарок на «Фабрике», устраивавшихся на базе издательства «Ад Маргинем», наших стоковых распродаж. Но теперь у нас появилось несколько союзников: во-первых, Политехнический музей, во-вторых, книжный магазин «Фаланстер» (и вообще культурно-дистрибьюторский проект «Фаланстер» во всех своих проявлениях). Строго говоря, организатора у ярмарки три – магазин «Циолковский», издательство «Ад Маргинем» и лекторий Политехнического – молодежное крыло музея, которое помогло нам обустроить территорию, предоставило оборудование и сцену. Наряду с организаторами есть несколько партнеров. А вообще-то в идеале каждое участвующее издательство должно быть соорганизатором, соратником и рекламным агентом. Мы используем свои наработки, которые уже были опробованы ранее – в частности, опираемся на информационные возможности соцсетей.

— Эта ярмарка – разовое мероприятие, или планируется сделать его регулярным?

М.К.: Думаю, что продолжение точно будет, другой вопрос, какое именно. Это зависит от того, как все пройдет. Одна из идей – создать какую-то ассоциацию или группу независимых издателей и книготорговцев, которая могла бы делать книжные фестивали и много всего прочего на разных площадках. Второй вариант – это может быть нечто более скромное типа ярмарки выходного дня, которая могла бы устраиваться, скажем, раз в месяц. Наконец, не исключено, что получится организовать мероприятие менее регулярное, но большое, что-то вроде летнего книжного фестиваля, только более массированное и в большей степени ориентированное на практику.

С одной стороны, мы хотим, чтобы у независимых издательств, отрезанных от дистрибуции, была возможность продавать книги. С другой стороны, есть аспект, который для нас важнее, чем продажи, – мы заинтересованы в том, чтобы развивалась коммуникация. Главный капитал – это люди. Нужно бороться за читателя – он исчезает, и это не его вина.

— А чья?

М.К.: Причин тут много – особенности нынешней издательской политики, то, как структурирована выкладка книг в магазинах и так далее. Как бы то ни было, борьба за читателя – одна из главных наших идей. Кроме всего прочего, я позвал на ярмарку арбатских букинистов – хочется представить какую-то альтернативу всей этой глупой русской теме, завязанной на новинках. Хорошие книги не портятся. Если посмотреть на советское книгоиздание, довольно скудное в силу административных причин, то даже его продукция покажется более интересной и качественной, чем якобы развесистый нынешний ассортимент с большим количеством переводов и всем прочим. Я уж не говорю об изобилии 1990-х, когда вообще все цветы цвели.

— Сможет ли «Новая площадь» составить конкуренцию другим ярмаркам – Московской международной на ВВЦ, ярмарке non/fiction, недавно появившемуся «Букмаркету»?

М.К.: Конкуренции в полном смысле слова тут нет. Книжных мероприятий очень мало, и если на нескольких разных площадках будет идти речь о книгах, то всем будет только лучше. А с ярмаркой на ВВЦ конкурировать бесполезно – это все равно что конкурировать с КПСС. К тому же, некоторые наши участники, в том числе само «Ад Маргинем», в этом году появятся своим чередом и на ВВЦ. Но участие в Московской международной книжной ярмарке – это только продажи, и ничего больше. «Новая площадь» совпадает по времени проведения с «Букмаркетом», который в этом году будет проходить в ЦПКиО им. Горького, но на самом деле мы тоже не конкуренты, так как «Букмаркет» в значительно большей степени, чем мы, ориентирован на развлечение и отдых. Кино, музыка, рок-фестивали – это другая история. Мы действительно находимся между этими двумя полюсами – коммерческим и развлекательным, но вряд ли можно сказать, что мы конкурируем. Книга – это не коммерция и не развлечение, это друг и источник знаний. Хотя, конечно, и у нас будет интерактивная программа – выступления поэтов, концерты ди-джеев. А кроме того, будет звучать музыка с виниловых пластинок.

— Почти каждая из московских книжных ярмарок имеет свой концептуальный «ярлык», так или иначе позиционируется в плане контента и аудитории. Скажем, non/fiction представляется местом встречи интеллектуалов, а вышеупомянутый «Букмаркет» – площадкой для хипстерского досуга, чем-то вроде фестиваля модной альтернативной культуры. Есть ли какие-то подобные смысловые ассоциации в случае «Новой площади»?

М.К.: Есть, и связаны они прежде всего, так сказать, с технологией производства события. Культивируемый нами принцип самоорганизации – это принцип в основе своей очень демократичный. Не случайно у нас имеет место прайс-контроль, концепция ограничения цен. Мы хотим понизить цены на книги, и основания для этого очевидны: ведь если издатели не платят за стенд и за участие, то они могут продать хотя бы десять экземпляров из тиража очень дешево. Соответственно, «Новая площадь» – безусловно, ярмарка левого толка. И в этом, я думаю, нас будут обвинять, хотя ассортимент у нас широкий, книги какие угодно, а среди участвующих издательских проектов есть и идейно либеральные, скажем, «Новое издательство» и Институт Гайдара.

— Планируете ли вы уделить внимание новейшим практикам в сфере книжной дистрибуции, в частности, электронным книгам?

М.К.: Приоритетной темой это в любом случае не станет. Вообще говоря, электронные книги – это преимущественно американская история, они пока не стали серьезным рынком даже в Европе. А в России это пиар-ловушка, дымовая завеса, за которой происходит монополизация и дележ оставшегося рынка. Люди все равно читают книги на бумаге.

Кирилл Решетников



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга
Книги від Bookzone

Коментарі  

comments powered by Disqus


Партнери