Електронна бібліотека/Поезія

"Рейвах" (уривок з роману)Фредерік Верно
Стільки людей поховано у пустелі...Олег Короташ
Можеш забрати в мене трохи страху?Сергій Жадан
Далі стоятимеш там, де завжди і була...Катерина Калитко
Після снігуОксана Куценко
Спочатку поет жив в життєпросторі світла...Микола Істин
Буде час, коли ти...Сергій Жадан
Буде злива початку світу, і підніметься Рось...Катерина Калитко
І не вистачить сонця, аби все освітитиСергій Жадан
отак прокинутися від вибуху...Павло Коробчук
посеред ночі під час важкого кашлю...Анатолій Дністровий
з міста, якого немає, не доходять новини...Галина Крук
Велика годинникова стрілкаСергій Жадан
Вечірня школаДмитро Лазуткін
Оповита сном (THE SLEEPER)Едгар По
Нас не вчили жити в такому, і ми вчимося, як можемо...Катерина Калитко
Чужими піснями отруєна даль не навіки...Ігор Павлюк
Візерунки на склі. То від подиху нашого...Мар´яна Савка
Святи Йордан водою не вогнем...Мар´яна Савка
Така імла - поміж дощем і снігом...Мар´яна Савка
Він переїхав в Бучу в середині березня 2021...Максим Кривцов
Приймаю цю осінь внутрішньовенно...Сергій Кривцов
Скільки б я не старався виїхав по-сірому...Максим Кривцов
Падає ліс падає людина падає осінь...Сергій Кривцов
Зайшов до друга додому...Сергій Кривцов
Коли запропонують витягти соломинку памʼятіСергій Кривцов
Змійка дороги вигинається...Сергій Кривцов
Як же мріється нині про ваші нудні біографії...Максим Кривцов
Втрати...Сергій Кривцов
В прифронтовому місті...Сергій Кривцов
Сідаєш в броню наче у човен...Максим Кривцов
Під розбитим мостом протікає Оскіл...Максим Кривцов
Хто б міг подумати...Максим Кривцов
Завантажити

1. Изгнание человека из дома

В огромном цвете,
зеленом и красном,
это происходило.

Большой человек
рисовал круг: огненный,
будто подсолнух.

Он не отводил взгляда от кисти,
точно именующей
каждое огненное движение.

Имена матерей наших,
солнца и воздуха
в круге горели.

Имена, не произносимые для нас,
знающих только одно:
покой.

О, ослепленный,
о, воздушный,
человек, славься!

Мы тебя помним.

Мы тебя знаем.

Мы тебя изгоняем.

Большой человек,
горящий круг,
слушайте,

что говорят
предатели ваши.

Ты, видяший в зеленом – все зеленое,
в красном – все красное,
мы к тебе говорим,

в то время, как небесные подсолнухи
осыпаются на нас
желтым дождем.

Мы склоняемся,
коленопреклоненные.
Наши желтые головы
склоняются к земле.

Мы выгораем, но не горим.

Мы тебя прогоняем.

2. Видение изгнанного человека в пустынной местности

Я обращаюсь к тебе,
первая буква,
исток творения.

Я видел, как ты произрастала
из земли.

Я видел,
как несся сияющий велосипед.

Я стоял, замерев.
Я смотрел.

Вот, на нем воин,
непобедимый:

после смерти
он пьет сок древесный,
или превращается в бабочку
внутрисердечную.

Воин сжимает руль одной рукой,
другой рукой – меч.
Он скорость,
летит, грохочет

Воздух расступается перед ним,
освобождая дорогу домой.

Вот что я видел в полдень,
когда вещи не отбрасывают теней,
когда каждый является на свет
даже против воли.

Думал: кто я в этом месте,
что вращающиеся колеса
оставляют после себя,
кроме глубокой колеи,

что за послесловие витает в воздухе,
что громче – грохот велосипеда
или взмах крыла бабочки,

что ты такое, как верит в тебя тот воин,
гремящий к дому, уверенный,
что дом действительно уцелел.

Я видел: летит над выжженным слово,
свободное от произношения.

Сияющее,
держит меч,
пронзает,
навсегда и
точно.

Расцвети же в розу, слово:
ибо вещи хотят отбрасывать тень.

Несись еще быстрее:
ибо мы твой дом.

3. Человек в середине пути останавливается и просит: роза, рассмейся.

Здесь – где не здесь,
в середине мест –
отпой меня, песня отчаяния:
ибо я у тебя в крови.

Страшная роза, рассмейся во мне,
рассыпься красным,
стеблем своим продольно во мне
встань.

Несгибаемый,
шиповатый,
укорененный,
я знал имя твое.

Не называя его,
обращаюсь:
стой прямо, как позвоночник,
укрепи затылок мой.

Роза, отчаяние,
роза, в отчаянии
я пою,
я прямостою.

Выпусти,
я, цветущий вовнутрь,
хочу цвести вовне.

Безымянный,

как бы я ни помнил тебя,
как бы ни забывал,
прошу, будь мне навстречу,
будь внутри и вовне меня,

будь.

Я хочу пробуравить землю свою,
вырасти из беспамятства
в беспамятство.

Я хочу осуществиться,
заново узнав
имя твое.

Я хочу, роза, сказать его,
роза, сказать, роза,

громче, как всё, громко,
тише, как всё, тихо.

Ах, роза, смеяться – будто родиться.

Смехом смешной рассыпается смех,
будто смыкание в целое,
отчаяние смешивается
с радостью.

4. Роза исполняет просьбу. Человек приходит в город и обращается к населению, которое не слышит его, с речью о хороводе.

Осиротелое темя, глухой затылок, лицо штриховатое –
так наступает безликость,
заводит немую мелодию
черная дудка.

Сияющие хороводы
в звонком пространстве кружатся

Солнце восходит в его золотистой кайме
видно макушек вращение

Но что за мелодию
черная дудка свистит?

Двигайся, слушай:
звуком и танцем пронизано все.

Слушай, какой звук у света,
у дерева, рядом стоящего темени
звук какой: слушай,

он целый и неповторимый.

Сухой человек дудит в черную дудку.

Хороводом пронизано все.

Что движет все,
что движется,

Что слышит все,
что слышится,

Что видит все,
что видится.

Хороводом пронизано все.

Сухой человек,
нецелостное
раздробленное
обезличенное время,
стойте:

вам противопоставлен хоровод неразделимый.

Каждая вещь есть то, что есть.
Солнце, солнце, полдень почти, луч.

Я пронизан.

Я падаю.

Я человек.

Я поражен.

5. Человек продолжает путь по городу. Девушка, отделившаяся от слушателей, сопровождает его. Он ее не замечает. Вдруг он начинает видеть девушку, и тогда обращается к ней: «Перевертыш».

чудо – не годится, чудинко мое,
«я» – не годится, «оой!» мое!

Геннадий Айги

Чистое, кристальное, о, мое.
Созданный из самого моего перевертыш!

В теле, внутри – прозрачный,
будто вода ледяная,
в теле, снаружи – воздушный,
будто полет.

Кристальное, легкое, мое, о.
Подбросьте нас в мартовский воздух –
я оторвусь от земли,
я оторвусь.

На чем я держаться буду, то и оно:
не позволяющее упасть,
ибо не существующее –

и я, я тоже, такой телесный, рубашечный,
я тоже не существую
вместе с ним.

Чистое, легкое, кристальное, прозрачное, о.

Голубое мое надо мной
падает на темя,
укрывает,
будто рукой бессловесной

Принимаю его пятипалую громадность,
и вот я в ладони его – весь.

Чистое, кристальное, мое все!
Тонкую голубую мелодию,
Все твое со всем моим смешай,

Дай отыскаться в твоей руке,
мимолетно назваться,

дай, ускользающий,
ускользающему сказать.

Дай ускользнуть, ускользая, дай нам,
перевертышу, быть, в моем самом, ты.

6. Человек обращается к горожанам, которые не слышат его, с речью о прямых людях.

Стой, проходящий, смотри:

падает печаль,
ничем не прикрытая,
сама по себе –
падает на темя.

Под ее грузом клонится родовое дерево, -
то, во дворе растущее,
посаженное твоим дедом
при переезде.

Переезд и
стремление укорениться –

вот два крыла людей,
летящих по небу,
таких видимых,
если остановиться

и посмотреть вверх.

Стой, временный, смотри:

там, сверху,
люди падают
ничем не прикрытой печалью,

дерево лбом клонится к земле,
но не может ее достать.

Люди падают печалью и смехом,
легким вниманием падают они,
нежностью, смирением тихим,
молчащим ложатся они,

клонится дерево.

Странные прямоходящие:
будто на их плечах
не лежат те, упавшие сверху,
прозрачные и невесомые.

Прямые люди смотрят так, будто у них
есть собственные глаза:

не отворачиваясь, не мигая,
в самую сердцевину.

В то время, как их взглядом видят
тысячи упавших,
не говоря о том, откуда берется
это смотрящее разумение -

совершенно ничего не говоря об этом.

7. Внезапно в полдень царь посещает город, собирает жителей на площади и смотрит на них.

Под взглядом царя
стоящие жители
вспыхивали и исчезали

Ноша – сверхтяжела:
невозможно и страшно
быть видимым тем,
кто многократно сильней.

До того, как развеяться, вспыхнув и перегорев, –
в средоточии времени
стояли они и глаза опускали,
не в силах смотреть.

Просить или падать,
лежать и благодарить,
биться лбами о воздух
в тихих поклонах -

или смирно стоять
смотря на одежды свои
изучать их узоры
еще не сгоревшие?

Смута, смятение, оторопь – вот что случилось под взглядом царя
Люди стояли, кроме себя,
ничего не имея:

смешались заботы их, как языки,
и отделились от них,
бесполезные, неприменимые.

Только мальчишка бежал
по склону холма
к дому и к матери,
сжимая в руке золотистую бронзовку,

кричал на бегу:
«Я нашел,
я нашел,
я нашел!»

8. В опустевшем городе человек говорит девушке:

Я знал видимость: цветущую, падающую яблоками,
белеющую снегом, талым бегущую.
Я смотрел в видимость и спрашивал:
где правда, где морок?

Она отвечала сменой цветов, птичками городскими,
нависающим над домами небом – переменчивым, как я сам.

Видимость призывала меня различить между цветом свист,
едва слышный, звук звука – постоянный, как я сам.

Видимость обрашалась к нам:

вот красный, синий, зеленый, вот между ними
в луче всего всякое проявляется: зеленым, синим и красным.

Видимость говорила движением по кругу,
прошлым, в даль отступающим,
будущим, в прошлое уходящим,
призывая услышать:

как подвижность в неподвижности свершается.

Я слышал и пел, натянутый в неделимой мелодии,
как тетива лука, и плакал, непременно из нее выпадая.

Однажды услышав, мы ищем ее и зовем,
называем во времени: цветы, яблоки, сырость, снег.

Мы находим ее, говоря благодарно:

другой ты, возьми – вот тебе:
снег, сырость, яблоки, цветы.

9. Возвращение человека

Велосипедные ветры, вы ли были со мной,
когда я сбывался в скорости,
вы ли ждали начаться,
когда сбывался в покое?

Я вижу дорогу огромную, она будто к дому ведет!

Быстрые колеса,
мелькающая земля,
желто-белое поле,
нависающее синее –

я ли сбывался в дороге огромной, будто бы к дому ведущей?

В волосах ветры,
на коже,
педалей вращение,
опора – быстрая, твердая,

я кричал им о том, насколько мы неразрывны.

Я верил произносимому слову — так,
что оно выпрыгивало,
будто золотистый шарик,
и взрывалось в воздухе,

оседало на названной вещи
всеми своими мерцающими частями!

Всякому виденному,
встречному – камню и человеку,
я верил.

Быстрая земля,
мелькающие колеса,
широкая дорога,
громадный склон!

Услышьте: я обращаюсь к вам из наставшего.

Вы, быстрые,
вы, неотрывная память:

звените во мне
звонкостью!

радуйтесь во мне
радостью!

Охраняйте меня совестью.

Вот – я, преодолевший круг,
поднимаюсь по склону,
дорога замыкается:

возвращение.

На вершине спуска -
громадное яблоко,
похожее на солнце:
им только греться,
не откусить.

Вот я, стоящий внутри яблока
прямым черенком -
человек,
вернувшийся домой.

 

Партнери