
Електронна бібліотека/Проза
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
- Людському наступному світу...Микола Істин
петух пугает льва, а мышь - слона. Невидимая пружина в составе движет всю часовую машину. Неосязаемая в циркуле точка источник есть всех фигур и машин. Десяти фунтовая машинка ворочает стопудовую тяжесть. Соломенный сноп разбивает кремень. Ничтожная гражданских законов бумажка содержит гражданство в тишине. Отцовская старость владеет сильными рабами и буйными сыновьями. Слабого здоровья государь управляет бессловесной свирепостью народной. Все это по плоти ничто есть, но по сокровенному в себе естеству сильное. "Дух животворит". Это чудное начало: в немощах - сила, в тлении - нетление, а в мелочи есть величие. Оно начиная - кончает, а кончая - начинает, рождая - губит, губя - рождает, противным врачуя противное и враждебным премудро способствуя враждебному, как свидетельствует острое философских учеников речение: "Unius interims est alterius generation" - "Одной вещи гибель рождает другую тварь".
ПРЕДЕЛ 3-й
НАЧАЛО ВО ВСЕХ СИСТЕМАХ МИРСКИХ УМОЗРИТСЯ И ВЕСЬ ТЛЕН, КАК ОДЕЖДУ СВОЮ, НОСИТ; ОНО ЕСТЬ МИР ПЕРВОРОДНЫЙ
Взглянем теперь на всемирный мир сей, как на увеселительный дом вечного, как на прекрасный рай из бесчисленных садов, будто венец из веночков, или механизм, из машинок составленный.
А я вижу в нем единое начало, так как один центр и один умный циркуль во множестве их.
Но когда это начало и этот центр есть везде, а окружности нет нигде, тогда вижу в сем целом мире два мира, один мир составляющие: мир видимый и невидимый, живой и мертвый, целый и сокрушаемый. Сей - риза, а тот - тело, сей - тень, а тот - древо; сей - вещество, а тот - ипостась, то есть основание, содержащее вещественную грязь, так как рисунок держит краску свою.
Итак, мир в мире есть то вечность в тлене, жизни и смерти, восстание во сне, свет во тьме, во лжи истина, в плаче радость, в отчаянии надежда.
Б сем месте встречается со мной любомудрое слово Платонове в такой силе: "Подлость не почитает за сущую точность". Nisi quod prix tenerat, значит кроме одного того, что в кулак схватить может, а в кулак схватить может одно осязаемое. Если ж мне скажешь, что внешний мир сей в каких-то местах и временах кончится, имея положенный себе предел, и я скажу, что кончится, то есть начинается.
Видишь, что одного места граница есть она же и дверь, открывающая поле новых пространностей, и тогда ж зачинается цыпленок, когда портится яйцо.
И так всегда все идет в бесконечность. Все исполняющее начало и мир сей, находясь тенью его, границ не имеет. Он всегда и везде при своем начале, как тень при яблоне. В том только разница, что древо жизни стоит и пребывает, а тень умаляется; то преходит, то родится, то исчезает и есть ничто.
ПРЕДЕЛ 4-й
ЗДЕСЬ НЕСКОЛЬКО ЗНАМЕНИЙ, ГЕРБОВ И ПЕЧАТЕЙ, ТАЙНО ОБРАЗУЮЩИХ ГОРНОЕ НАЧАЛО
Это единственное начало, как главу мудрости, любомудрцы в разных веках и народах разными фигурами и монументами изображали, например кольцом, шаром, солнцем, оком... А как кольцо, так перстень, гривна, венец и прочее есть тот же образ.
За шаром идут звезды, планеты, плоды, зерно, древо, рай и пр. За солнцем - утро, свет, день, огонь, луч, молния, блистание, дорогие камни, золото, прекрасные и благовонные цветы и пр. Прекрасно сияющая радуга тоже взята в образ. Зороастр изобразил солнцем с сей песней: "Услышь, блаженный, всевидящее имеющий вечное око!"
Отсюда у древних персов поклонение солнцу, а день воскресный назван днем солнца, то есть днем господним.
Монумент око подало повод изобразить людьми, зверями, скотами, птицами, рыбами и гадами. Отсюда случай к идолочтению. Подлость, видя на честных местах написанных или изваянных тварей фигуры и не достигнув тайно-образуемое через оное богоначалие, слепо, как за якорь спасения своего, ухватилась за ничтожную сень образов и погрязла в ней. Отсюда обожание человеческого тлена к иным животным. Отсюда вздорные, нелепых мнений книги, расколы, заблуждения и заразительнейшая язва, хуже безбожия - суеверие. Оно есть то же, что идолочтение. Чему кто верит и на то надеется, то и почитает. Суевер суеверному верит, идолочтец пустое почитает.
Но каждой твари фигура есть нечестивая пустошь, если воплощением и вмещением своим не освящает единый святой. "Идол ничто есть" Идол, фигура, образ есть то же и ничто же. Про свешенные также изобразили источником, в вслед сему водой, росой, мглой, снегом, людом инеем и прочим. И сердце взято в образ, как корень жизни а обитель огня и любви. И стоящая среди моря каменная гора, а вслед сей остров, гавань, суша или материальная земля и пр. В числе образов и крылья орлиные. Они, возвышая долу склоненное птичье тело, отменного естества вид кажут. А змей, держащий в устах свой хвост, приосеняет, что бесконечное начало и безначальный конец, начиная, кончит, кончая, начнет. Но бесчисленный есть тайнообразующий мрак Божественный гаданий...
Останні події
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію
- 30.03.2025|10:014 квітня KBU Awards 2024 оголосить переможців у 5 номінаціях українського нонфіку
- 30.03.2025|09:50У «Видавництві 21» оголосили передпродаж нової книжки Артема Чапая
- 20.03.2025|10:47В Ужгороді представили книжку про відомого закарпатського ченця-василіянина Павла Мадяра
- 20.03.2025|10:25Новий фільм Франсуа Озона «З приходом осені» – у кіно з 27 березня