Електронна бібліотека/Поезія
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
- Людському наступному світу...Микола Істин
- СЦЕНИ З ПІДЗЕМЕЛЛЯАнатолій Дністровий
- СЦЕНИ З ПІДЗЕМЕЛЛЯАнатолій Дністровий
- Пізно ввечері, майже поночі...Сергій Жадан
- Поетичні новиниМикола Істин
- Настя малює не квіткуПавло Кущ
- БубликПавло Кущ
- Серцем-садом...Микола Істин
- коли надто пізно ти знаєш що мало любив...Анатолій Дністровий
- LET ME GОOKEAN ELZY
- Конвертуй світлосутність поезії в душах...Микола Істин
- де я тебе розлив...Сергій Осока
- "Рейвах" (уривок з роману)Фредерік Верно
- Стільки людей поховано у пустелі...Олег Короташ
- Можеш забрати в мене трохи страху?Сергій Жадан
- Далі стоятимеш там, де завжди і була...Катерина Калитко
- Після снігуОксана Куценко
- Спочатку поет жив в життєпросторі світла...Микола Істин
- Буде час, коли ти...Сергій Жадан
- Буде злива початку світу, і підніметься Рось...Катерина Калитко
- І не вистачить сонця, аби все освітитиСергій Жадан
- отак прокинутися від вибуху...Павло Коробчук
- посеред ночі під час важкого кашлю...Анатолій Дністровий
- з міста, якого немає, не доходять новини...Галина Крук
- Велика годинникова стрілкаСергій Жадан
- Вечірня школаДмитро Лазуткін
- Оповита сном (THE SLEEPER)Едгар По
- Нас не вчили жити в такому, і ми вчимося, як можемо...Катерина Калитко
1. Изгнание человека из дома
В огромном цвете,
зеленом и красном,
это происходило.
Большой человек
рисовал круг: огненный,
будто подсолнух.
Он не отводил взгляда от кисти,
точно именующей
каждое огненное движение.
Имена матерей наших,
солнца и воздуха
в круге горели.
Имена, не произносимые для нас,
знающих только одно:
покой.
О, ослепленный,
о, воздушный,
человек, славься!
Мы тебя помним.
Мы тебя знаем.
Мы тебя изгоняем.
Большой человек,
горящий круг,
слушайте,
что говорят
предатели ваши.
Ты, видяший в зеленом – все зеленое,
в красном – все красное,
мы к тебе говорим,
в то время, как небесные подсолнухи
осыпаются на нас
желтым дождем.
Мы склоняемся,
коленопреклоненные.
Наши желтые головы
склоняются к земле.
Мы выгораем, но не горим.
Мы тебя прогоняем.
2. Видение изгнанного человека в пустынной местности
Я обращаюсь к тебе,
первая буква,
исток творения.
Я видел, как ты произрастала
из земли.
Я видел,
как несся сияющий велосипед.
Я стоял, замерев.
Я смотрел.
Вот, на нем воин,
непобедимый:
после смерти
он пьет сок древесный,
или превращается в бабочку
внутрисердечную.
Воин сжимает руль одной рукой,
другой рукой – меч.
Он скорость,
летит, грохочет
Воздух расступается перед ним,
освобождая дорогу домой.
Вот что я видел в полдень,
когда вещи не отбрасывают теней,
когда каждый является на свет
даже против воли.
Думал: кто я в этом месте,
что вращающиеся колеса
оставляют после себя,
кроме глубокой колеи,
что за послесловие витает в воздухе,
что громче – грохот велосипеда
или взмах крыла бабочки,
что ты такое, как верит в тебя тот воин,
гремящий к дому, уверенный,
что дом действительно уцелел.
Я видел: летит над выжженным слово,
свободное от произношения.
Сияющее,
держит меч,
пронзает,
навсегда и
точно.
Расцвети же в розу, слово:
ибо вещи хотят отбрасывать тень.
Несись еще быстрее:
ибо мы твой дом.
3. Человек в середине пути останавливается и просит: роза, рассмейся.
Здесь – где не здесь,
в середине мест –
отпой меня, песня отчаяния:
ибо я у тебя в крови.
Страшная роза, рассмейся во мне,
рассыпься красным,
стеблем своим продольно во мне
встань.
Несгибаемый,
шиповатый,
укорененный,
я знал имя твое.
Не называя его,
обращаюсь:
стой прямо, как позвоночник,
укрепи затылок мой.
Роза, отчаяние,
роза, в отчаянии
я пою,
я прямостою.
Выпусти,
я, цветущий вовнутрь,
хочу цвести вовне.
Безымянный,
как бы я ни помнил тебя,
как бы ни забывал,
прошу, будь мне навстречу,
будь внутри и вовне меня,
будь.
Я хочу пробуравить землю свою,
вырасти из беспамятства
в беспамятство.
Я хочу осуществиться,
заново узнав
имя твое.
Я хочу, роза, сказать его,
роза, сказать, роза,
громче, как всё, громко,
тише, как всё, тихо.
Ах, роза, смеяться – будто родиться.
Смехом смешной рассыпается смех,
будто смыкание в целое,
отчаяние смешивается
с радостью.
4. Роза исполняет просьбу. Человек приходит в город и обращается к населению, которое не слышит его, с речью о хороводе.
Осиротелое темя, глухой затылок, лицо штриховатое –
так наступает безликость,
заводит немую мелодию
черная дудка.
Сияющие хороводы
в звонком пространстве кружатся
Солнце восходит в его золотистой кайме
видно макушек вращение
Но что за мелодию
черная дудка свистит?
Двигайся, слушай:
звуком и танцем пронизано все.
Слушай, какой звук у света,
у дерева, рядом стоящего темени
звук какой: слушай,
он целый и неповторимый.
Сухой человек дудит в черную дудку.
Хороводом пронизано все.
Что движет все,
что движется,
Что слышит все,
что слышится,
Что видит все,
что видится.
Хороводом пронизано все.
Сухой человек,
нецелостное
раздробленное
обезличенное время,
стойте:
вам противопоставлен хоровод неразделимый.
Каждая вещь есть то, что есть.
Солнце, солнце, полдень почти, луч.
Я пронизан.
Я падаю.
Я человек.
Я поражен.
5. Человек продолжает путь по городу. Девушка, отделившаяся от слушателей, сопровождает его. Он ее не замечает. Вдруг он начинает видеть девушку, и тогда обращается к ней: «Перевертыш».
чудо – не годится, чудинко мое,
«я» – не годится, «оой!» мое!
Геннадий Айги
Чистое, кристальное, о, мое.
Созданный из самого моего перевертыш!
В теле, внутри – прозрачный,
будто вода ледяная,
в теле, снаружи – воздушный,
будто полет.
Кристальное, легкое, мое, о.
Подбросьте нас в мартовский воздух –
я оторвусь от земли,
я оторвусь.
На чем я держаться буду, то и оно:
не позволяющее упасть,
ибо не существующее –
и я, я тоже, такой телесный, рубашечный,
я тоже не существую
вместе с ним.
Чистое, легкое, кристальное, прозрачное, о.
Голубое мое надо мной
падает на темя,
укрывает,
будто рукой бессловесной
Принимаю его пятипалую громадность,
и вот я в ладони его – весь.
Чистое, кристальное, мое все!
Тонкую голубую мелодию,
Все твое со всем моим смешай,
Дай отыскаться в твоей руке,
мимолетно назваться,
дай, ускользающий,
ускользающему сказать.
Дай ускользнуть, ускользая, дай нам,
перевертышу, быть, в моем самом, ты.
6. Человек обращается к горожанам, которые не слышат его, с речью о прямых людях.
Стой, проходящий, смотри:
падает печаль,
ничем не прикрытая,
сама по себе –
падает на темя.
Под ее грузом клонится родовое дерево, -
то, во дворе растущее,
посаженное твоим дедом
при переезде.
Переезд и
стремление укорениться –
вот два крыла людей,
летящих по небу,
таких видимых,
если остановиться
и посмотреть вверх.
Стой, временный, смотри:
там, сверху,
люди падают
ничем не прикрытой печалью,
дерево лбом клонится к земле,
но не может ее достать.
Люди падают печалью и смехом,
легким вниманием падают они,
нежностью, смирением тихим,
молчащим ложатся они,
клонится дерево.
Странные прямоходящие:
будто на их плечах
не лежат те, упавшие сверху,
прозрачные и невесомые.
Прямые люди смотрят так, будто у них
есть собственные глаза:
не отворачиваясь, не мигая,
в самую сердцевину.
В то время, как их взглядом видят
тысячи упавших,
не говоря о том, откуда берется
это смотрящее разумение -
совершенно ничего не говоря об этом.
7. Внезапно в полдень царь посещает город, собирает жителей на площади и смотрит на них.
Под взглядом царя
стоящие жители
вспыхивали и исчезали
Ноша – сверхтяжела:
невозможно и страшно
быть видимым тем,
кто многократно сильней.
До того, как развеяться, вспыхнув и перегорев, –
в средоточии времени
стояли они и глаза опускали,
не в силах смотреть.
Просить или падать,
лежать и благодарить,
биться лбами о воздух
в тихих поклонах -
или смирно стоять
смотря на одежды свои
изучать их узоры
еще не сгоревшие?
Смута, смятение, оторопь – вот что случилось под взглядом царя
Люди стояли, кроме себя,
ничего не имея:
смешались заботы их, как языки,
и отделились от них,
бесполезные, неприменимые.
Только мальчишка бежал
по склону холма
к дому и к матери,
сжимая в руке золотистую бронзовку,
кричал на бегу:
«Я нашел,
я нашел,
я нашел!»
8. В опустевшем городе человек говорит девушке:
Я знал видимость: цветущую, падающую яблоками,
белеющую снегом, талым бегущую.
Я смотрел в видимость и спрашивал:
где правда, где морок?
Она отвечала сменой цветов, птичками городскими,
нависающим над домами небом – переменчивым, как я сам.
Видимость призывала меня различить между цветом свист,
едва слышный, звук звука – постоянный, как я сам.
Видимость обрашалась к нам:
вот красный, синий, зеленый, вот между ними
в луче всего всякое проявляется: зеленым, синим и красным.
Видимость говорила движением по кругу,
прошлым, в даль отступающим,
будущим, в прошлое уходящим,
призывая услышать:
как подвижность в неподвижности свершается.
Я слышал и пел, натянутый в неделимой мелодии,
как тетива лука, и плакал, непременно из нее выпадая.
Однажды услышав, мы ищем ее и зовем,
называем во времени: цветы, яблоки, сырость, снег.
Мы находим ее, говоря благодарно:
другой ты, возьми – вот тебе:
снег, сырость, яблоки, цветы.
9. Возвращение человека
Велосипедные ветры, вы ли были со мной,
когда я сбывался в скорости,
вы ли ждали начаться,
когда сбывался в покое?
Я вижу дорогу огромную, она будто к дому ведет!
Быстрые колеса,
мелькающая земля,
желто-белое поле,
нависающее синее –
я ли сбывался в дороге огромной, будто бы к дому ведущей?
В волосах ветры,
на коже,
педалей вращение,
опора – быстрая, твердая,
я кричал им о том, насколько мы неразрывны.
Я верил произносимому слову — так,
что оно выпрыгивало,
будто золотистый шарик,
и взрывалось в воздухе,
оседало на названной вещи
всеми своими мерцающими частями!
Всякому виденному,
встречному – камню и человеку,
я верил.
Быстрая земля,
мелькающие колеса,
широкая дорога,
громадный склон!
Услышьте: я обращаюсь к вам из наставшего.
Вы, быстрые,
вы, неотрывная память:
звените во мне
звонкостью!
радуйтесь во мне
радостью!
Охраняйте меня совестью.
Вот – я, преодолевший круг,
поднимаюсь по склону,
дорога замыкается:
возвращение.
На вершине спуска -
громадное яблоко,
похожее на солнце:
им только греться,
не откусить.
Вот я, стоящий внутри яблока
прямым черенком -
человек,
вернувшийся домой.
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року