Буквоїд

Лилия Гайнуллова: «Покупатель останется лояльным к книге»

20.08.10 22:24 / pro-books.ru
Генеральный директор книготорговой сети «Книжный двор» Лилия Гайнуллова рассказывает о том, что переживает сегодня книжный рынок Татарстана.
Спрос на книжном рынке Казани за последнее время упал на 20%. Одновременно с этим на местный рынок пришли несколько новых федеральных сетей, что не могло не сказаться на распределении долей участников рынка. О том, что переживает сегодня книжный рынок, журналисту делового еженедельника «Где Деньги» Наталии Фёдоровой рассказал генеральный директор сети «Книжный двор» Лилия Гайнуллова. — Лилия Кадимовна, какие сильные игроки сейчас присутствуют на книжном рынке Татарстана? — В последние годы к нам приходят федеральные компании. Это, например, «Новый книжный», который находится в ТЦ «Кольцо». Преимущества его формата в том, что он расположен в местах большого скопления людей и у станции метро. «Буква» — тоже крупная федеральная сеть, принадлежащая компании «АСТ», но у нее формат магазинов «у дома», небольших — до 150 кв.м. В основном они делают акцент на литературу, которую издает издательство «АСТ», являющееся монополистом на книжном рынке России среди издателей. Затем — компания «Топ-книга», лидер розничного книжного рынка. Они открывали гипермаркет в ТЦ «МЕГА», но, к сожалению, объем спроса в нашем городе таков, что второй гипермаркет городу потянуть не удалось. Основные конкуренты среди казанских операторов — сеть «ТАИС», «АИСТ-пресс», «Любимый книжный». — Как книжный рынок Казани поделен между игроками? — В свое время мы регулярно мерили долю рынка Казани и в 2008 году занимали 42%. Сейчас мне сложно сказать. Пришли федералы. При этом уменьшился объем казанского книжного рынка. Отток произошел благодаря электронным книгам, бесплатно выложенным в сети. За рубежом электронные книги покупаются наравне с бумажными. У нас есть сертифицированный сайт «Литрес», но его прибыльность и рентабельность оставляет пока желать лучшего, потому что на бесплатных сайтах книжные новинки можно найти через 20-30 дней после их выхода в свет. — На ваш взгляд, существующее в Казани количество книжных магазинов удовлетворяет спрос? — Предложение и спрос на данный момент находятся в состоянии баланса. Дело в том, что сейчас убыточные магазины никто не держит. Если раньше сеть их поддерживала за счет прибыльных магазинов, то сейчас никто себе не может этого позволить: прибыльные магазины показывают в кризис не настолько высокую прибыль. Если же какой-либо местной компании кажется, что в одном из районов спрос растет, а предложение запаздывает, то она открывает там небольшие магазины. Местные компании очень мобильны, открывают, закрывают магазины, переезжают, изучают, где наиболее активное движение. — Как вы оцениваете состояние книжного рынка Татарстана в сравнении с другими регионами? — Если посмотреть на Нижегородскую область, Самару, Саратов, то там представлено большее количество как федеральных, так и местных компаний, чем у нас. Аналитические отчеты, публикуемы в «Форбс», показывают, что Казань, к сожалению, находятся где-то на 15 месте по доходу на душу населения. А книги не является насущной покупкой, поэтому люди на них экономят. Средний чек книжного магазина в центральных регионах России составляет порядка 800 руб., а у нас раза в два меньше. Там есть специализированные магазины, где представлена литература, например, только эзотерическая. У нас этого нет, потому что нет спроса, а если спрос и появляется, то у людей не хватает ресурсов. — Будет ли падать спрос на книги? — Несмотря на то, что процент читающего населения сильно падает — за последнее время на 20%, у нас есть надежда, которая подтверждается мнениями экспертов, что покупатель останется лояльным к книге. Человек, который любит читать, не может совсем бросить это занятие. С другой стороны, мы никогда не желали привлечь к чтению тех, кто не любит читать, мы на него и не рассчитывали, когда открывались. А спрос будет в любом случае падать. — Какие книги сегодня покупают? — Детская литература была всегда популярна – она дает родителям возможность и развивать своих детей, и отвлекать их от компьютера. Деловая литература в начале кризиса не пользовалась спросом, потому что она принадлежит в основном перу западных авторов, а тогда бытовало мнение, что именно Запад виноват в кризисе. Сейчас немного возобновляется интерес. Стойкий интерес у покупателей к эзотерической литературе. Ну а беллетристика, популярная литература всегда пользуется спросом. — Что сегодня представляет собой сеть магазинов «Книжный двор»? — Еще пять лет назад, при открытии, мы решили создать не просто книжный магазин, а своего рода Мекку для книголюбов. Мы основными своими конкурентными преимуществами считаем широчайший ассортимент – у нас представлены практически все сегменты литературы, включая узкую специализацию. Причем в каждом сегменте мы пытаемся представить до 80% новинок. У нас насчитывается порядка 120 наименований только книг. Для себя мы определили, что место центрального книжного гипермаркета остается нашим, ведь в основном на территории Казани работает формат магазинов «у дома» максимальной площадью 500-600 кв.м. В наших магазинах работает 130-150 человек. Сеть насчитывает пять гипермаркетов, два из них расположены в Казани. Есть магазины около 1000 кв.м. в Набережных Челнах и в Альметьевске. В Чебоксарах уже существует небольшой наш магазин, а осенью откроется второй. — Какие перемены происходят внутри сети? — 18 августа мы переехали в здание ТЦ «Сувар плаза». У здания, которое мы арендовали на ул.Спартаковской, д.2, поменялся собственник — им стала пермская инвестиционная компания. У этой компании возникла амбициозная идея создать гостиницу. Так как в городе скоро Универсиада, то вполне возможно, что этот проект экономически будет более рентабелен.
Основной из наших задач при переезде было остаться в центре города. Дело в том, что книголюбы – это особые покупатели. Они в книжный магазин идут специально, проводят в нем большое количество времени. Спонтанная покупка редка. Одно из преимуществ «Сувар плазы» то, что это не только торговый, но и деловой центр. Многие говорили нам, что поток здесь специфичный, но мы надеемся, что за счет этого приобретем новых клиентов – особенно в отделах деловой и подарочной литературы. — Что вы делаете для того, чтобы привлечь покупателя? — Любой может сделать у нас заказ книги, изданной и распространяющейся в России, и получить ее за короткий промежуток времени. Мы выполняем заказы по поиску редких букинистических книг. Проводим акции, дарим сертификаты и подарки. Плюс у нас действует книжный клуб – это и встречи с писателями, и бесплатные тренинги. Совместных мероприятий с другими игроками у нас нет. — Какие перспективы у книжного рынка Татарстана? — В Татарстане книжный рынок не будет сильно сжиматься. Но состав игроков может немного поменяться. Сейчас остались сильные игроки, которые пережили самый сложный период. Ушли мелкие, частные компании. А сильные игроки поменяли немного свою стратегию, стали более гибкими в соответствии с реалиями жизни, с рынком. Мне кажется, что татарстанский покупатель придерживается традиций, более консервативен. Поэтому метаморфозы книжного рынка здесь если и будут, то лет через пять. Наталья Федорова, источник: «Где Деньги»
Постійна адреса матеріалу: http://bukvoid.com.ua/digest//2010/08/20/222440.html
Copyright © 2008 Буквоїд
При повному або частковому відтворенні посилання на Буквоїд® обов'язкове (для інтернет-ресурсів - гіперпосилання). Адміністрація сайту може не розділяти думку автора і не несе відповідальності за авторські матеріали.