Буквоїд

Лев пришел в библиотеку

06.03.13 06:50 / Папмамбук
Как-то раз в библиотеку пришел лев…
Появление опасного животного в каком-нибудь неожиданном месте, тем или иным образом связанном с детьми, ‒ прием, который нередко встречается в авторских сказках второй половины ХХ века. И читателю этот прием не надоедает, а лишь обостряет его любопытство: что на этот раз? Куда будет развиваться сюжет? Вполне возможно, что своим появлением в библиотеке лев из книги Мишеля Кнудсена обязан каменным львам у дверей какого-нибудь особняка, в котором расположилась реальная библиотека. По крайней мере, художник Кевин Хоукс изобразил таких каменных львов на своей картинке. А «оживший» лев Хоукса выглядит настоящим царем зверей – такой он огромный и могучий! Марина Аромштам Писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук» "Лев в библиотеке" Мишель Кнудсен
Художник Кевин Хоукс
Перевод с английского
С. Степанова
Издательство 
«Поляндрия», 2012 Библиотека кажется местом, мягко говоря, не совсем подходящим для льва. Но его оттуда не выгоняют. Единственное условие, которое ставят льву, – выполнять правила поведения: не шуметь и не бегать. И что самое удивительное, лев готов этим правилам следовать – лишь бы слушать сказки. День за днем он приходит в библиотеку и скоро становится незаменимым помощником заведующей и любимцем детей (впрочем, любимцем детей он становится сразу). Но однажды льву приходится нарушить правила – чтобы помочь заведующей. Лев, однако, так серьезно относится к принятым на себя обязательствам, что за нарушение правил наказывает сам себя… Тем не менее, всё кончается хорошо. В этой очень просто написанной коротенькой истории заключено множество важных смыслов. В ней рассказывается о том, что чтение книги обладает «волшебной силой» – оно способно покорить даже льва. А еще о том, что любому, кто хочет слушать, как читают сказки, можно и нужно приходить в библиотеку. И о том, что библиотека – это такое место, где учат уважать права других: это уважение достигается за счет выполнения простых правил, благодаря которым каждый получает индивидуальное пространство для чтения. А также что правила – только потому правила, что из них должны быть исключения. И любое формальное правило в конкретной ситуации может быть отменено: «буква закона» в некоторых случаях отступает перед требованиями человечности. Довольно сложная философская мысль, но она подается таким понятным и убедительным способом, что ребенок предшкольного возраста способен ее воспринять. Это совсем не значит, что книжку нельзя читать более младшим детям. Можно, конечно. Хотя бы потому, что лев, который любит детей, – очень привлекательный образ: большой и сильный становится другом и покровителем маленьких и слабых. Для кого-то (наверняка для кого-то плохого) лев безусловно опасен, а для детей – нет. Это образ, помогающий малышам справляться со страхами, если такие есть (а они почти всегда есть). Но для ребенка предшкольного возраста (или первоклассника, если он пошел в школу с шести лет) привлекательным окажется не только образ льва, но и сама идея о существовании правил и ситуаций, когда правилами можно и даже нужно пренебречь. Примерно в пять с половиной лет в жизни детей начинается новый этап: они активно осваивают так называемые игры с правилами: это, в первую очередь, разные спортивные и околоспортивные игры вроде вышибал и футбола. Это игры, в которых каждый игрок действует не сам по себе, а как член команды, и в которых победа достается не одному игроку, а команде. Умение включаться в такие игры психологи рассматривают как показатель готовности к школьному обучению, потому что школьное обучение, в первую очередь, связано с действиями по правилам. Но игры, естественно, – только один из наглядных показателей того, что происходит с ребенком в предшкольный период. А в это время, как уже говорилось, формируется умение добровольно, сознательно подчиняться установленным правилам – не потому, что так сказали делать, а потому что я сознательно принимаю определенные требования. Научиться этому не так легко, как кажется. Поэтому разговор на тему правил для ребенка очень важен. В частности, и разговор о том, когда правила можно нарушать, а когда их нужно изменять. В общем, это очень емкий и важный для детей текст. И дети могут читать его самостоятельно, если они уже освоили букварь. Шрифт довольно крупный, сложных предложений немного, зато много диалогов. И очень много картинок. Картинки, живые и динамичные, – безусловное достоинство книги. И на них очень много человеческих лиц, на которых очень понятно и выразительно читается определенная эмоция. История развивается – меняются выражения лиц. И выражение эмоций на морде у льва. Это усиливает симпатии читателей и заставляет их сильнее сопереживать происходящему. А еще картинки в этой книге очень полезно посмотреть взрослым. В первую очередь – библиотекарям. Потому что Кевин Хоукс изобразил в некотором роде идеальную библиотеку. Чего стоят стеллажи в рост ребенка и места для чтения: различной высоты подиумы, пуфики, напольные ковры (лев в роли пуфика очень органично вписывается в эту среду). На картинках дети читают не только за столом, но и сидя на полу, и лежа на животе; в маленьких группках и по одному. А книги, оставленные детьми, собирают на маленькую тележку и развозят по местам работники библиотеки. Так что история про льва в библиотеке может сильно продвинуть в понимании некоторых вещей не только маленьких читателей, но и взрослых. Марина Аромштам
Постійна адреса матеріалу: http://bukvoid.com.ua/digest//2013/03/06/065036.html
Copyright © 2008 Буквоїд
При повному або частковому відтворенні посилання на Буквоїд® обов'язкове (для інтернет-ресурсів - гіперпосилання). Адміністрація сайту може не розділяти думку автора і не несе відповідальності за авторські матеріали.